Звуки и призраки пустыни: как в Узбекистане проводят крупнейший фестиваль электронной музыки в Центральной Азии

Олег Соболев рассказывает, из чего состоит фестиваль «Стихия»

С 5 по 8 июня в узбекистанском городе Муйнак, лежащем на высохшем берегу Аральского моря, в шестой раз пройдет «Стихия» — самый большой в Центральной Азии фестиваль электронной музыки, искусства и науки. Придуманная узбекским юристом и диджеем Отабеком Сулеймановым, «Стихия» — не только про хорошее времяпровождение посреди пустыни, но и про экологию, прошлое и новый культурный облик Узбекистана. Объясняем, как это все укладывается в одно большое событие.

Локация

На северо-западе Узбекистана, в Республике Каракалпакстан, на многие тысячи квадратных километров простирается пустыня Аралкум. Когда-то она была четвертым по величине озером в мире — Аральским морем. В нем ловили рыбу, по нему ходили судна, на его пляжах отдыхали местные жители, порты по его берегам были маленькими образцами цветущей социалистической действительности.

В начале 1960-х из питающих Арал рек Амударьи и Сырдарьи стали забирать воду для орошения хлопковых полей. В озере нарушился баланс между поступлением и испарением воды. Так началась одна из крупнейших экологических катастроф в истории человечества, а заодно — история пустыни Аралкум. 

Хлопок требовал все больше и больше воды — и Аральское море начало мелеть огромными темпами. В восьмидесятых оно разделилось на два моря — Северное и Южное. К началу 2010-х от Южного, когда-то наибольшего из двух, осталась лишь небольшая полоса на самом западе бывшего Аральского моря. На дне озера, превратившегося в Аралкум, остались вредоносные пестициды, пришедшие в Арал через Амударью с хлопковых полей. Ветер до сих пор разносит их по близлежащим районам.

Муйнак лежал на южном берегу Арала: здесь до конца 1980-х годов функционировал порт и работал большой рыбоперерабатывающий завод. Но береговая линия постепенно отодвинулась от города — сейчас до Аральского моря из Муйнака нужно ехать примерно 90 км по прямой, — и бывший порт погрузился в пучину безработицы, безысходности и труднейшего существования в условиях пустыни.

В Муйнаке все неразрывно связано с прошлым — с историей катастрофы обмеления Арала, о которой здесь напоминает все: выжженные пестицидами низменности, памятник на бывшем берегу озера, сохранившиеся с советских времен изображения рыбаков, и кладбище заброшенных кораблей, теперь лежащих посреди песков.  Именно здесь в середине 2010-х ташкентский юрист и диджей Отабек Сулейманов придумал сделать фестиваль электронной музыки. Так началась «Стихия».

Концепция

Сулейманов — сам диджей, выступающий в каждом лайнапе «Стихии» под псевдонимом Kebato, — сказал в 2019 году в интервью Resident Advisor, что, если бы хотел сделать успешный коммерческий фестиваль, то сделал бы его в Ташкенте. Но в Муйнаке, во-первых, нашелся антураж для классического рейва в пустыне (тут, конечно, напрашиваются сравнения с Burning Man). А, во-вторых, Сулейманов сразу мыслил фестиваль как международный — и Муйнак оказался логичной локацией для того, чтобы привлечь внимание к одной из самых больших проблем в истории современного Узбекистана.

Поэтому «Стихия» — не только про музыку. На фестивале всегда было место искусству, призванному осмыслить проблемы экологии, прошлого и настоящего Аральского моря: причудливые инсталляции украшали территорию «Стихии» не для того, чтобы как на том же Burning Man оставаться одинокими выбросами индивидуальной экспрессии, а чтобы заставить приехавших на фестиваль задуматься и еще раз прочувствовать землю, историю и катастрофу Арала и Муйнака. 

В этом году в рамках «Стихии» будет также организован научный форум «СТИХИЯ N+1», по словам организаторов посвященный «устойчивому развитию и экологии, также историям местных жителей о том, как они справляются с имеющимися проблемами региона». В качестве спикеров в нем примут участие экологи, климатологи и эксперты по защите окружающей среды.

Не стоит при этом думать, что Муйнак — это всего лишь место проведения с двойным дном. В фестивале участвуют непосредственно сами жители города: продукция муйнакских ремесленников всегда доступна на проходящей в рамках «Стихии» ярмарке, а Музей Аральского моря в Муйнаке — это ключевая локация фестивальной активности. В конечном счете, Сулейманов сам называет еще одну причину, по которой «Стихия» проводится в бывшем аральском порту: это развитие туризма, во многом за счет которого Муйнак теперь и существует.

Музыка

Зона фестиваля разбита на четыре сцены: на сцене I Am Still Waiting For You, Jonim будут играть индастриал-техно, зардкор и транс (то есть «темную» музыку), на Lighthouse — хаус и даб-техно (то есть «светлую» музыку), Aq Keme будет сценой для экспериментального и авангардного искусства, а на #BackToMuynak будет организована открытая дека и выступят местные каракалпакские и узбекские артисты. 

Лайнап «Стихии» оказывается полностью соответствующим такому заявленному разнообразию музыки. Он будет максимально эклектичным: среди заявленных артистов — казанские ветераны задымленного техно PTU, латвийская мастерица чувственного эмбиент-попа Sign Libra, армянский мульти-инструменталист Hayk Karoyi и виртуоз терменвокса Петр Термен, приходящийся правнуком непосредственном изобретателю этого инструмента Льву Термену.

Высадится в Аралкуме в дни «Стихии» и большой десант музыкантов из стран Восточной Азии: например — корейское трио TENGGER, в рамках которого семейная пара и их 12-летний сын играют мистический, возвышенный и одновременно оптимистический нью-эйдж, и японский вибрафонист Масаёси Фудзита, исполняющий не поддающейся точной классификации терпкую музыку на стыке академического авангарда и эмбиента. Отдельное внимание — на выступление Дина Абельвахед, очень интересной артистки из Туниса, чей прошлогодний альбом «Jbal Rrsas جبل الرصاص» оказался триумфом яркой пост-клубной электроники.

Но главный акцент — все-таки на именах из стран Центральной Азии. Логично, что большая часть артистов и диджеев в лайнапе «Стихии» — это представители андерграунда и клубных сцен Узбекистана, в диапозоне от Xyarim, искусного умельца ломаного хард-техно, до коллаборации между виртуозом игры на узбекских народных струнных инструментах Тоиром Аскаровым и эмбиент-композитором Аленом Исмаиловым.

Среди артистов из соседних Узбекистану стран — целый ворох казахских диджеев и продюсеров (отдельный пункт — на шоукейсе продюсерки Nazira и ее лейбла-сообщества Zvuk), бишкекские диджеи, алматинско-лондонская скрипачка и композиторка Галия Бисенгалиева и даже Kesha Rush — эренби-диджей из Туркменистана, одной из самых закрытых стран мира.

Как добраться

Если у «Стихии» и есть одна большая проблема — то это относительно труднодоступное местоположение Муйнака, находящегося за 500 км от Ташкента. Тем не менее, для тех, кто все-таки решится рвануть в последний момент есть варианты. Во-первых, из Москвы каждый день летает самолет в Нукус, столицы Республики Каракалпакстан, откуда легко добраться до Муйнака и «Стихии» на машине. Но если не устраивает цена, авиакомпания, или вы просто ищите альтернативные варианты, то можно долететь в Ташкент, а уже оттуда — до Нукуса. Еще один вариант — добраться из Ташкента (самолетом или на автомобиле) до Ургенча, еще одного крупного города на западе Узбекистана, откуда тоже легко уехать в Муйнак. Посетителям из России стоит еще и вспомнить, что виза в Узбекистан им не нужна.

Подготовил: Олег Соболев

Читайте также:

Изучайте лучшие рестораны Москвы, Петербурга, Казани и Екатеринбурга в гиде GreatList.ru
Хочешь быть в курсе всех новостей NOW?
Обещаем не спамить!
Какой-то текст ошибки
Какой-то текст ошибки
Подписаться
Разработано в Deluxe Interactive