«Мне нравится творить и жить в моменте»: интервью с композитором Николой Мельниковым

Редакция NOW поговорила с композитором о его экспериментах с электроникой, сходстве с Рахманиновым и любви к минорным гармониям

10 августа композитор-неоклассик Никола Мельников выступит с концертом Receptio в сопровождении симфонического оркестра LS Orchestra. Событие, которое смогут увидеть 1000 зрителей, состоится в открытом дворе культурного кластера «Суперметалл». Концертная программа вдохновлена письмами и произведениями Сергея Рахманинова, чье 150-летие широко отмечается в этом году во всем мире. 


Никола Мельников – композитор-неоклассик, лауреат международных конкурсов, входит в топ-15 артистов, по версии Billboard Classical. Первый сольный альбом Николы попал в топ-100 ITunes. Выступал с концертами-перформансами и диджей-сетами на самых крупных площадках России и за рубежом, включая открытие ретроспективной выставки Захи Хадид в Государственном Эрмитаже (2015), гала-открытие Чемпионата мира по шахматам в Нью-Йорке (2016), торжественное открытие Alfa Future People перед аудиторией 45 тысяч человек (2017) и др. 


В преддверии концерта редакция NOW поговорила с композитором о его экспериментах с электроникой, сходстве с Рахманиновым и любви к минорным гармониям.

 Расскажи о себе. Как в тебе появилась любовь к классической музыке? Ты сам к ней пришел, или тебе привили ее в детстве?

— Родители распознали у меня любовь к музыке очень рано, в районе трех лет и отвели меня в музыкальную школу имени Гнесиных. В таком возрасте сложно что-то полюбить, ведь ребенку гораздо интересней ползать под роялем, нежели играть на нем. Но сам процесс игры мне очень нравился, и уже в четыре года я начал учиться в этом заведении, заведомо зная, что готовлюсь стать профессионалом. 

 Как произведениям классической формы оставаться актуальными сегодня, во времена быстрого потребления контента? Все же мы знаем, что чарты заполнены короткими поп/хип-хоп композициями, а наше экранное время «пожирают» тик-токи и «рилсы»?

— Поэтому современная классика все чаще появляется в формате «синглов». Достаточно взглянуть на сотни плейлистов с миллионами подписчиков на Spotify c простой фортепианной музыкой, где в среднем мелодии длятся по две-три минуты. Такое сейчас крайне популярно.

Предоставлено Николой Мельниковым

Почему неоклассика?

— Не «неоклассика», а «неоромантизм»! Неоклассика — это направление в XX веке, когда все устали от авангарда и как будто бы вернулись в барокко. Грубо говоря, это музыка, похожая на Баха или Генделя. Но слово у нас в России настолько часто используется, что эту моду уже не победить.

— Расскажи, как ты попал на William Morris Entertainment?

— Это длинная история, похожая на сериал. Но надеюсь, благодаря своему таланту!

— Каково тебе в одном ряду с Мерилин Монро и Хансом Циммером, которые были клиентами этого букинг-агентства?

— Ханс Циммер и до сих пор с ними работает, а вот Мерилин Монро уже все. Вы знаете, на самом деле WME сейчас — это абсолютный гигант сферы развлечений, поэтому в чем-то иногда быть артистом бутик-агентства лучше, чем работать с гигантом. Да, репутация хорошая, но вовлечения будет точно больше. Особенно сегодня, в пору «канселлинга» русских артистов. 

Предоставлено Николой Мельниковым

 Важную часть грядущего шоу будет составлять визуальная программа. Расскажи, как пришла идея объединить музыку и визуальное искусство воедино?

— Я уже давно работаю с ребятами из студии Signatura. Когда-то создатель студии Алексей Ложкин работал в компании Radugadesign генеральным продюсером, и мы выиграли с ним European Design Awards в номинации Best Digital Installation, а также премию «Событие года» в номинации лучшего применения инновационных технологий. Далее вместе мы реализовали несколько моих лайвов и мой концерт Music for Flowers. Я всегда дополнял музыку в своих перформансах светом и графикой, просто потому что люблю комбинировать разное искусство и получать из всего полноценную картинку.

 А еще интересно узнать подробнее о концертной программе. Если с произведениями Рахманинова все понятно, то расскажи подробнее о том, на что вдохновили тебя его письма?

— Дело в том, что я обнаружил что мы с ним живем практически в параллельных измерениях. Как и тогда, в воздухе тогда царила полная неопределенность, именно поэтому в 1917 году Рахманинов переехал в США, а в письмах от его коллег, были актуальные ныне вопросы о менеджменте и спонсировании артистов, в общем как будто бы я обнаружил цикличность всего времени. И осознав, что Рахманинов, как и я, всегда задавался вопросом : «Кто Я?», так как он тоже, помимо композиции, выступал как пианист и дирижер, я понял что мы с ним, правда, очень похожи. 

 А кто твой самый любимый композитор?

— Ну, тут ответ очевиден! Рахманинов всегда занимал для меня особенное место. Именно на его фортепианных произведениях я вырос как музыкант.  А в его музыке одновременно слышится любовь к природе и к своей стране. Ещё никто как он, не смог передать в музыке, что же такое настоящая Россия.

Твоя музыка пронизана электроникой. Все таки что тебе ближе больше — классика или электроника?

— Я думаю, что я никогда не дам себе ответ на этот вопрос, и даже не знаю, нужно ли. Мне нравится творить и жить в моменте, мне нравятся «тихие» эмоции и тишина в момент исполнения классических произведений и нравятся «громкие» эмоции во время диджей-актов и электронных лайвов, когда люди себя совсем не сдерживают. На этом контрасте я и живу. 

— Чего ждать гостям, которым посчастливится услышать Receptio вживую?

— Я думаю стоит ждать концерт, после которого каждый получит максимум эмоций, какие бы они ни были. Это точно не проходной концерт, мы стараемся сделать его максимально запоминающимся и планируем вывозить это шоу в Европу. Очень хотелось бы стать проводниками новой русской культуры в измененном новом мире.

Предоставлено Николой Мельниковым

 Если бы ты не был музыкантом, то кем?

— Думаю, спортсменом, если рассуждать о других профессиональных навыках, которые у меня были. Когда-то я дошёл до кандидата в мастера спорта по плаванию, а чуть позже выиграл бронзу Чемпионата Москвы по академической гребле. 

— Что выберешь: минор или мажор?

— Определенно, минор. Ведь мажор — это очень понятная эмоция — радость.  А минор настолько разный. Это может быть как светлая грусть, так и ненависть. Это может быть глубокая скорбь, так и нежное меланхоличное утро. Краски минора многообразны. Даже если говорить о том, что когда-то я начинал писать музыку, и практически всегда у меня получалось сочинять, извлекая вдохновение из негативных ситуаций, будь это ссора, конфликт или какая-то неудача. И лишь недавно, с рождением сына, я научился писать музыку, когда мне хорошо. Приобретя этот навык, я как будто сам почувствовал, что перезапустил всю свою деятельность по-новому. Это невероятное счастье! 

Билеты на концерт можно приобрести по ссылке.

Читайте также:

Изучайте лучшие рестораны Москвы, Петербурга, Казани и Екатеринбурга в гиде GreatList.ru
Хочешь быть в курсе всех новостей NOW?
Обещаем не спамить!
Какой-то текст ошибки
Какой-то текст ошибки
Подписаться
Разработано в Deluxe Interactive