Прошлый альбом DAMN. стал настоящим прорывом: он получил «Грэмми» за лучший рэп-альбом, премию Billboard Music Award, десяток других наград и стал первой хип-хоп пластинкой, когда-либо удостоенной Пулитцеровской премии. Каждый из 14 треков был назван платиновым как минимум один раз. За альбомом последовал спродюсированный Кендриком саундтрек к марвеловской «Черной пантере», который покорил все чарты. Затем наступила тишина. О Кендрике почти ничего не было слышно последние четыре года. В августе 2021-го он поделился своими мыслями в личном блоге и рассказал, что «месяцами ходит без смартфона», сосредоточившись на написании нового материала. Наконец, в конце апреля этого года стало известно о выходе альбома Mr. Morale & The Big Steppers, в поддержку которого он выпустил первый трек, а следом и клип.
Видео начинается с эпиграфа «I am. All of Us». Oklama, который выступает автором цитаты, — сам Кендрик, он часто использует этот никнейм в последнее время. На видео перед нами все тот же парень в белой футболке, фон позади чем-то напоминает кирпичную стену с обложки DAMN., но как только начинается трек, становится понятно, что сравнивать Кендрика нового нужно с Кендриком куда более старым. Остро ощущается вайб позапрошлой пластинки To Pimp a Butterfly, записанной в тесном сотрудничестве с Kamasi Washington и Thundercat — двумя музыкантами-виртуозами. Звучит семпл композиции I Want You с одноименного альбома 1976 года Марвина Гэя. В афро-американской культуре Гэй в свое время был настоящим идолом: ему удалось умело переплести соул с этническими мотивами, что впоследствии превратилось в отдельный жанр R’n’B. Судьба культурного идола настигла и Кендрика, на своей родине он уже давно не просто рэп-исполнитель. Например, во время прошедших протестов BLM одним из главных лозунгов была фраза Ламара We gon’ be alright! из трека Alright.
Текст Кендрик начинает с благодарности всем, кто прошел с ним его творческий путь: от преданных фанатов до простых слушателей. «I come from a generation of pain, where murder is minor», — начало первого куплета, которое наконец-то дает нам понять, что идол вернулся. Неслучайно мы упомянули To Pimp a Butterfly, который стал переломным в карьере рэпера и всей афро-американской культуры — на пластинке он говорил от лица поколения. С точки зрения музыки — все тоже отсылает нас к позапрошлому альбому: фанковый бит, много инструментала и припев, который буквально вторит композиции Марвина Гэя.
На протяжении клипа лицо рэпера сменяют дипфейки других звезд: Канье Уэста, Нипси Хасла, Уилла Смитта, Коби Брайнта. Выбор не случаен, все они упомянуты в тексте: когда лицо рэпера превращается в Канье, он читает: «Friends bipolar/grab you by your pockets», очевидно делая отсылку к диагнозу, который был поставлен Уэсту в 2016 году, и его нестабильным отношениям с друзьями.
Вспоминая трагическую смерть Нипси, рэпера и близкого друга Кендрика, он зачитывает: «I’m in Argentina wiping my tears full of confusion», — именно там Хасла застрелили в 2019 году.
Прибегая к неймдроппингу, Кендрик намеренно упоминает всех своих знаменитых сверстников, оказавших влияние на формирование сегодняшней афро-американской культуры. Он делает свой текст многослойным, намеренно играя с перспективой — «As I get a little older, I realize life is perspective». В третьем куплете он читает от лица погибшего Нипси Хасла (на видео появляется его дипфейк), что является сильным и неожиданным моментом композиции: «As I bleed through the speakers, feel my presence / To my brother, to my kids, I’m in Heaven».
Чего мы ожидаем от нового альбома? Возвращения к звучанию 2015-го: больше фанка, чем было на предыдущем альбоме, больше инструменталов и соула. О текстах мы можем не переживать — Кендрику наверняка есть что сказать. Еще мы очень надеемся, что обложка, которая пока не анонсирована, будет отличаться от кавера сингла. Сейчас перед нами вырезанные с других фотографий ладони Коби Брайнта, Канье Уэста, Джусси Смоллетта и других упоминаемых рэпером звезд: все из них показывают пять пальцев (на случай если вы вдруг забыли, какая это часть серии). Мы понимаем и принимает этот символизм, но все же это не идет в сравнение с обложками тех же TPAB или Good kid, m.A.A.d city. Работы для этих альбомов рассказывали отдельную историю и как нельзя лучше вписывались в концепции, выстраиваемые Кендриком.
Кендрик Ламар принял решение не показывать свои клипы на территории России, так что включайте VPN и смотрите по ссылке.