«Мультимедиа — это очень дорого»: интервью Ксении Чеховской, куратора фестиваля Intervals

Ксения Чеховская в интервью NOW подробнее рассказала о подготовке к фестивалю, особенностях работы с мультимедиа в Нижнем Новгороде и дальнейших планах команды Intervals

Нижний Новгород в прошлом году отметил свое восьмисотлетие, и это событие стало не просто значимой для горожан датой, но также послужило мощным импульсом для развития культурной среды.

Сейчас в город стоит ехать не только за тем, чтобы полюбоваться красотами кремля. Здесь проходят бранчи в рамках «Российского Ресторанного Фестиваля», Волгу бороздят прогулочные яхты «Силы ветра», в пакгаузах (уникальных конструкциях XIX века) звучит классическая оперная музыка и проходят выставки, стрит-арт умело обыгрывает городской ландшафт и культурный контекст, а на Стрелке — месте слияния двух рек — можно любоваться невероятной красоты закатами.

Отдельного внимания, на наш взгляд, заслуживает городская фестивальная программа, особняком в которой стоит Intervals — фестиваль аудиовизуального искусства, который уже в третий раз собирает мультимедиа-арт художников со всего мира и на несколько дней оживляет город инсталляциями и необычными арт-объектами.

Ксения Чеховская, куратор фестиваля Intervals, в интервью NOW рассказала об особенностях работы с мультимедиа-артом, критериях отбора участников, поиске объектов для инсталляций и нежелании проводить фестиваль где-либо еще, кроме Нижнего Новгорода. 

— Расскажите о подготовке к фестивалю в этом году. Сталкивались ли команда с какими-либо сложностями?

Уже третий год мы начинаем готовить наш фестиваль, несмотря на все внешние обстоятельства. Начинать было страшно. Но круто, что мы встречаем поддержку этой инициативы в сообществе художников. По итогу от зрителей мы слышим только положительный фидбэк, что снова решились это сделать.

— Каким для вас запомнился фестиваль этого года?

В этом году он был уютным, теплым, и это не только про погоду. Мы не гнались за большим количеством мероприятий и инсталляций. В итоге смогли собрать качественный лайн-ап художников из России, Турции и Японии и выбрать для них действительно подходящие городские локации. В этом году было несколько новых точек в маршруте фестиваля, таких как парк «Швейцария» и Александровский сад. Мы видели, как нижегородцам и туристам нравилось смотреть инсталляции и просто гулять по этим локациям.

—  В чем заключается сложность работы с медиа-артом?

Основная сложность в том, что мультимедиа — это очень дорого. Дорого стоит само оборудование, которое берется в аренду или покупается. Также необходимы высококвалифицированные технические специалисты, чтобы выполнять райдеры художников или прорабатывать сетап инсталляции с нуля вместе с ними.

А как происходит отбор работ для фестиваля?

Я пристально слежу за миром медиа-арта. Каждый год я как куратор пишу приглашения художникам, которые сейчас наиболее актуальны. Параллельно я представляю, какую локацию могу им предложить и какого типа проект сделать. Одна из главных задач, которую я ставлю перед собой при подборе лайн-апа — сделать его разнообразным, чтобы каждый зритель нашел тут что-то свое. 

В то же время у нашего фестиваля есть свой вкус, формат, очень большая посещаемость и отсутствие возрастных ограничений. Мы не можем слепо брать все, что нам нравится. Более того, мы изучаем райдеры художников и согласовываем проекты только после того, как понимаем, что сможем реализовать это технически. 

Я очень рада, что у нас получается привлекать международных художников, и фестиваль уже заслужил хорошую репутацию во всем мире. Очень важно смотреть на то, что происходит не только в твоей стране: нужно чему-то учиться друг у друга, заводить новые знакомства и придумывать коллаборации.

— Как происходит поиск объектов для инсталляций? Быть может, это какой-то особенно длинный путь бюрократических согласований и хождений по инстанциям?

В этом плане нам чаще всего доверяют и помогают со всеми согласованиями. У Intervals свой путь. Мы не были правительственным заказом, когда делали первый фестиваль. Все начиналось с частной инициативы и финансирования только от Dreamlaser (российская мультимедиа-студия из Нижнего Новгорода, которая занимается разработкой и внедрением креативных и технологических решений — прим.ред.).

Поэтому мы сначала показали, как круто можем сделать сами, а уже после нас начало поддерживать правительство Нижегородской области и «Центр 800» (единый управленческий центр, созданный для подготовки и проведения 800-летия Нижнего Новгорода, который продолжает развивать город — прим.ред.).

У города, конечно, тоже есть свои интересы, и им хочется, чтобы мы сделали инсталляцию в какой-то недавно открывшейся локации. К счастью, пока эти интересы совпадали с нашими, и мы с удовольствием добавляли эти места в свой маршрут.

— Нижний Новгород, безусловно, прекрасный город. Он изначально являлся плановым местом для проведения фестиваля?

Да, Нижний Новгород — это наша родина и отличная площадка с точки зрения логистики, архитектуры и общего вайба. Мы никогда не хотели сделать такой же фестиваль в Москве или еще где-то, хотя нас часто об этом спрашивают или даже предлагают такие проекты.

— То есть вы не рассматриваете другие города в качестве площадки для Intervals? Или, например, есть планы сделать несколько объектов в разных городах страны?

В других городах нам нравится появляться в формате шоу-кейсов. Такое уже было в Московской государственной консерватории им. Чайковского, на Новой сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге, на фасаде «Ельцин Центра» в Екатеринбурге. 

Встречаться с новой аудиторией и командами из разных городов — всегда очень полезный и интересный опыт, но делать в чужом городе фестиваль в формате, который вы видите в Нижнем — пожалуй, это перебор. 

Проекция работы японских медиа-арт художников FLIGHTGRAF на фасад фабрики «Маяк»

— Не кажется ли вам уместным добавить более обширный музыкальный блок в программу фестиваля? В этом году был аудиовизуальный концерт Kedr Livanskiy, и больше, кажется, ничего. Хотя несколькими годами ранее музыкальная программа была богаче. Приезжала даже Fatima Al Qadiri, которую никто не мог привезти в Москву.

Мы живем в контексте времени. В этом году нам это показалось неуместным. В 2019-м музыкальных выступлений было гораздо больше. Идеи относительно музыкальной программы у нас есть. Уверены, что настанет момент, когда им пора будет выстрелить.

— Как вам удается проводить фестиваль бесплатным для посещения? Насколько вообще затратна организация такого мероприятия?

Когда меня спрашивают про размер бюджета Intervals, я отвечаю, что даже если бы у вас на руках была такая же сумма, вы вряд ли смогли бы сделать такой фестиваль. 

И это действительно так. Наш фестиваль стоит в разы больше, чем тратит, хотя его бюджет кому-то может показаться огромным. Мультимедиа оборудование и его обслуживание — это очень дорого. Привезти художников и артистов — это дорого. Оплатить работу большой команды фестиваля — это дорого. Реклама, застройка — можно долго перечислять. Без поддержки художников, которые соглашаются на некоммерческие гонорары, без партнеров и друзей, которые иногда помогают мероприятию безвозмездно — мы бы такого точно не смогли сделать.

Политика, что мы общегородское бесплатное событие, была выбрана нами изначально. Сейчас это удается за счет финансирования правительства Нижегородской области и за счет того, что мы используем ресурсы крупной компании Dreamlaser. Но даже с такой поддержкой это очень непросто.

Инсталляция японо-тайваньской медиахудожницы из Берлина NAOWAO в Планетарии 1

— Расскажите о планах Intervals на следующий год.

На следующий год мы планируем фестиваль. Это пока единственный план. Команде нужно отдохнуть и зарядиться желанием снова ворваться в это безумие. Тогда мы начнем подходить к вопросу детальнее.

Читайте также:

Изучайте лучшие рестораны Москвы, Петербурга, Казани и Екатеринбурга в гиде GreatList.ru
Хочешь быть в курсе всех новостей NOW?
Обещаем не спамить!
Какой-то текст ошибки
Какой-то текст ошибки
Подписаться
Разработано в Deluxe Interactive