В Музее Москвы открылся третий выпуск ярмарки молодого современного искусства blazar.
Здесь представлены секция с 60 независимыми художниками, секция образовательных учреждений, стенды 25 галерей (10 московских из которых участвуют в проекте Created in Moscow), новая секция digital-искусства, а также лекторий. Уже в первый день работы ярмарки было продано 98 работ независимых и digital-художников на сумму более 4 500 000 рублей.
Редактор культуры NOW совместно с командой blazar отобрал самых интересных представителей региональных художественных институтций. Мы попросили их коротко рассказать о себе и о работах, представленных на ярмарке в этом году.
«Смена», Казань
Центр современной культуры «Смена» — независимая институция, основанная в Казани в 2013 году.
«Смена» включает в себя галерею современного искусства, лекторий и книжный магазин. Ежедневно здесь проходят выставки, лекции, детские, инклюзивные и профессиональные события. «Смена» издает книги и ежегодно проводит книжные фестивали и Международный фестиваль дебютного документального кино «Рудник».
В 2018 году «Смена» стала институцией года по версии Международной ярмарки Cosmoscow, стипендиатами гранта МСИ «Гараж», а в 2021 году получила премию посла Швейцарии за вклад в развитие российско-швейцарских культурных отношений.
О планах институции:
До конца октября 2022 года в «Смене» проходит экспозиция «Кажется, будет выставка в Казани. Хождения по краю» (кураторы: Алексей Масляев, Кирилл Маевский), организованная в рамках программы развития казанского современного искусства. В 2022 году центр современной культуры начала работу над созданием архива современного искусства Татарстана.
Кто представлен на blazar:
Зуля Алиева — фотограф, работающая с темами одиночества, поиска любви и отношений человека и природы. В своих сериях она обращается к этим мотивам через вещественный мир человека, найденные объекты и письменные артефакты, а также крупные планы природы и человеческого тела.
Ее произведения являлись частью множества групповых выставок в Москве и Казани. Она также стала лауреатом конкурса Цифровые сны Creative Cultural Agency Qatar — Russia (2020). Живет и работает между Москвой и Казанью.
Анастасия Морозова занимается художественной керамикой, а также создает видео и инсталляции. В керамике отдает предпочтение биоморфным и органичным формам. Художница окончила факультет архитектуры КГАСУ (Казань) и курсы современной керамики. Работы Анастасии были представлены на групповых выставках в Казани, Москве и Самаре. Живет и работает в Казани.
Саша Шардак работает в смешанной технике, включающей в себя ассамбляж, коллаж, а также графику в цвете. При создании работ он старается отстраниться от прообразов, заложенных в объектах, обезличить их до первичной формы и не вдаваться в причины того, зачем и почему эти объекты и линии оказались вместе.
У художника было две персональных выставки в «Смене» и Belova Art Gallery в Казани. Также его работы были представлены на множестве групповых выставок. Живет и работает в Казани.
Арт-галерея Ельцин Центра, Екатеринбург
Арт-галерея Ельцин Центра появилась вместе с самим Ельцин Центром в конце 2015 года.
Это место проведения временных выставок, где вниманию зрителей представлено искусство XX и XXI веков. За прошедшее с момента открытия время, галерея стала определяющим пространством для города.
Миссия галереи состоит в вовлечении широкой аудитории в диалог о лучшем уральском, российском и международном искусстве. Сделать его доступным для восприятия, изучения, вдохновения, создать запоминающийся опыт.
О планах институции:
Поскольку мы находимся в Екатеринбурге, работаем в основном с уральскими художниками из Екатеринбурга и Нижнего Тагила. Планируем и дальше развивать региональное искусство, постепенно расширяя географию.
Что посмотреть на blazar:
Работа Алисы Горшениной «Уральская елка». Сережа Власов, муж Алисы, в шутку написал к ней вот такое стихотворение:
Это Уральская елка
Она хороша собой
В теле ее иголки
Вьются как ветер злой
Вьются гигантские кудри
Ложатся на снег седой
Это Уральская елка
Она хороша собой
предоставлено blazar
Работа Лизы Нестеровой «Мелочи». Вот что художница написала о ней для буклета выставки «Эволюция», которая прошла этим летом в нашей галерее:
«Кроты, муравьеды, черви и мыши, мухи и люди. Такие мелочи принесли в мир гармонию и процветание, не все из них нам кажутся полезными, но они тоже важны».
предоставлено blazar
Объединение «Новые городские художники»
«Новые городские художники» — объединение художников-визионеров с непростым бэкграундом. Участие в студийной работе, внутри специально созданной мастерской, дало возможность многим самобытным авторам заявить о себе. Большинство из участников кураторы проекта находят в стенах интернатов и реабилитационных центров.
За четыре года существования объединение смогло показать широкой аудитории несколько десятков самобытных художников и открыть новые имена в современном искусстве. Выставки проходили на площадках центра современного искусства имени С. Курехина, в РОСИЗО, галерее ruarts, namegallery, navicula artis и других.
Работы участников «Новых городских художников» имеются в собраниях ЦСИ им. С. Курехина, фонда поддержки современного искусства «Сфера», а также в частных коллекциях Ника Кейва, Эмира Кустурицы, Андрея Малахова и многих других.
Объединение создано в 2018 году Евгенией Штиль и стрит-артистом Стасом Багсом.
Что посмотреть на blazar:
Главным событием участия объединения в ярмарке этого года стала покупка картин «Бэтман» и «Кола» рэпером Тимати.
Автор «Бэтмана» и «Колы» — Люся Морошкина. Она живет в интернате и рисует супергероев. Объекты на ее полотнах выглядят слегка помятыми, будто их постирали в стиральной машине.
предоставлено blazar
Еще художник, которого выделяет объединение, — это Тим Кумаритов.
В своем творчестве он рефлексирует на тему метрополитена. Это единственное, что художник знает про своего отца: он работал в метро. Тим выстраивает целую фантасмагорию вокруг петербургской подземки, в недрах которой пытается отыскать какую-то потерянную часть себя. Обладательницей картины Тима Кумаритова стала сама Саша Лекомцева (генеральный директор ярмарки blazar — прим. ред.).
предоставлено blazar
Студия «Тихая»
В 2015 году художник Артем Филатов взял в аренду небольшое помещение во флигеле старинной городской усадьбы в самом центре Нижнего Новгорода, буквально в двух шагах от Кремля. Делить помещение он предложил нескольким местным художникам. Со временем состав авторов стал расширяться, а мастерская разрослась новыми помещениями. Сюда устремились кураторы, коллекционеры и поклонники современного искусства, так что рабочее пространство постепенно превратилось в полноценную институцию.
В 2022 году у «Тихой» появилось новое здание и новые направления программной деятельности — выставки, научно-исследовательская и архивная работа, клуб молодого коллекционера. При этом студия продолжает оставаться сообществом художников и их единомышленников, оберегая ценности совместной работы и неформального общения.
О планах институции:
В студии работают художники-резиденты Александр Лавров, Лена Лисица, Антон Мороков, Андрей Оленев, Артем Филатов, Яков Хорев, Владимир Чернышев, команда «ТОЙ».
Вместе они принимают решения о том, как должна развиваться студия. Также временные рабочие места предоставляются гостевым художникам, среди которых — Алексей Старков, представленный на стенде «Тихой» на blazar.
В выставочной программе студии чередуются персональные и групповые проекты, показ новых произведений и архивных материалов. Постоянно действует формат studio visit — открытых мастерских, которые дают возможность лично познакомиться с художниками.
Студия ориентирована на коллаборацию с другими институциями как в Нижнем Новгороде, так и за его пределами. Например, в январе 2023 года в мультимедиа-арт-пространстве «ЦЕХ*» будут представлены результаты творческой лаборатории, в рамках которой резиденты «Тихой» осваивают новые технологии. Еще один долгосрочный план — большая ретроспективная тревел-выставка о нижегородском искусстве 2010–2020-х годов, которая отправится в путешествие по российским городам.
Что посмотреть на blazar:
На ярмарке blazar студия «Тихая» представляет нижегородских художников Лену Лисицу и Алексея Старкова. Оба чередуют работу в мастерской с паблик-артом и стрит-артом, обращаясь к темам устной истории и памяти.
Проекты, представленные на стенде студии, продолжают авторские стратегии и связаны с осмыслением фотографии как медиума современного искусства — оба художника перерабатывают образы, не производя самостоятельных фотоизображений.
В основе серии «Окна» Лены Лисицы — детские портреты с могильных памятников, по мотивам которых художница создает на старых оконных створках живописные произведения. Хрупкая жизнь ребенка уподобляется стеклу, готовому в любой момент разбиться и нуждающемуся в защите.
Проект Алексея Старкова «Женщины 22-го года» — серия работ о травмах, которые женщины носят сегодня на своих физических и ментальных телах. В основе серии лежат выброшенные или потерянные фотографии, которые художник видоизменяет и препарирует в поисках визуального языка, способного передать телесное воспоминание о травме.
Редакция NOW выражает благодарность всем спикерам, которые помогли в подготовке этого материала: Кирилл Маевский, сооснователь и программный директор центра современной культуры «Смена»; Илья Шипиловских, директор Арт-галереи Ельцин Центра; Наталья Коренченко, директор по развитию студии «Тихая»; Евгения Штиль, куратор и создатель проекта «Новые городские художники»; Кира Бурцева, представитель PR-команды агентства Lunar HARE.