До 1 августа в BoscoVesna на Новом Арбате можно увидеть арт-коллаборацию с художницей Ириной Кориной. Композиция из нескольких инсталляций структурирована по аналогии с романом, каждая глава которого посвящена размышлениям художницы о взаимосвязях окружающего нас мира — природных и рукотворных. Вместе с экспертами рассуждаем о том, какие смыслы привносит искусство в пространство моды.
Игорь Казаков, директор BoscoVesna
— Как на ваш взгляд изменилось «сотрудничество» моды и искусства с начала ХХ века по сегодняшний день? Стало ли меньше смыслов? Или, наоборот, проекты стали более глубокими и осмысленными?
— На мой взгляд, сотрудничество моды и искусства — это абсолютно органичный и естественный процесс. Я бы не сказал, что его стало больше или меньше. И мода и искусство отражают сегодняшний день, а значит меняются и трансформируются вместе со временем. Наличие смыслов и их глубина — это вопрос таланта автора, будь то модельер или художник.
— Какой пример коллаборации моды и искусства вам вспоминается как самый яркий? Почему?
— Хочется ответить, конечно, что это коллаборация BoscoVesna с Ириной Кориной. Но, пожалуй, самым ярким был первый костюм человека, собственно это была единственная мода, а создавал ее настоящий художник.
— Мода – это искусство или нет?
— Безусловно, да. И как любая мода, искусство бывает более плоским или сложносочиненным, а как любое искусство — мода бывает более интересной или примитивной.
Алексей Сухарев, стилист, телеведущий, автор и ведущий
YouTube-канала «Модный подкаст»
— Как на ваш взгляд изменилось «сотрудничество» моды и искусства с начала ХХ века по сегодняшний день? Стало ли меньше смыслов? Или, наоборот, проекты стали более глубокими и осмысленными?
— Сотрудничество моды и искусства менялась очень сильно и скорее в положительную сторону. Если мы посмотрим на сто лет назад, то главным примером сотрудничество моды и искусства является дуэт Сальвадора Дали и Эльзы Скиапарелли. Сегодня таких примеров гораздо больше. И, мне кажется, что это хорошо, потому что это привлекает внимание новых пользователей и к одной форме искусства, и к моде. И мне кажется, это стало уже чем-то довольно привычным. Такие коллаборации уже воспринимаются как в порядке вещей.
— Какой пример коллаборации моды и искусства вам вспоминается как самый яркий? Почему?
— Если мы говорим о недавних, то это, конечно же, Луи Виттон и Кусама, потому что в этот проект вложено очень много денег, а от этого всегда напрямую зависит успех этого творчества. Можно сделать что-то невероятно классное, но если это совершенно никак не освещается, не пиарится и не подается, то соответственно об этом мало кто узнает. В этом смысле самый яркий пример это — Кусама и Луи Виттон.
— Мода – это искусство или нет?
— В каком-то смысле да, мода — это искусство. Здесь, как говорится, красота в глазах смотрящего. Кто-то воспринимает моду как просто джинсы и свитшот, в которых он ходит каждый день и меняет раз в полгода, а кто-то воспринимает моду действительно как форму искусства. Раньше это так и было, и по сей день во многих модных Домах это так и остается. Но в связи с коммерциализацией моды и включением брендов в конгломераты искусства становится меньше, а маркетинга больше. Но оплоты искусства все равно сохранились. Достаточно посмотреть на Дом Скиаппарели, который, в общем-то, именно про это.
Роман Крихели, архитектор, фешн-блогер и владелец компании Superposition®
— Как на ваш взгляд изменилось «сотрудничество» моды и искусства с начала ХХ века по сегодняшний день? Стало ли меньше смыслов? Или, наоборот, проекты стали более глубокими и осмысленными?
— Во-первых, через искусство мы узнаем о костюме. Собственно, физический костюм до нас доходит только максимум четырехвековой давности. Но моды тогда не было, потому что не было сменяемости. Мода все-таки появляется в Италии в XVI веке с появлением богатых семей. И начинается быстрая смена типа одежды, эстетики. Это и есть мода. Мода именно как искусство появляется в XVI веке в Италии. Искусство — мощный инструмент визуальной коммуникации, который служит буржуазии и элите. Коллекционирование придает смысл деньгам, потому что искусство вызывает эмоции, искусство — часть экономики, и вот как бы мода очень хочет быть частью этого процесса всегда. Если мы смотрим какой-то исторический костюм, то его ценность в качестве того, как он сделан. Сейчас смыслы придают ценность. И вот переход от продукта к смыслу, как основному генератору ценности, он начинается именно в XX веке. Мода сейчас отчаянно нуждается в подтверждении собственной значимости, потому что вот XIX век — это недостаток значимости моды. Потому что искусство и коллаборации с художниками — это возможность найти смыслы, прибавить его продукту, который не является уже самим по себе ценным. Мода хищно будет стремиться к поглощению смыслов.
— Какой пример коллаборации моды и искусства вам вспоминается как самый яркий? Почему?
— Вспоминается 2015 год, когда Viktor & Rolf сделали моделей частью картины. Буквально с рамой и полотном. В лоб, мода — искусство. Но это и метатрюк, типо я знаю, что ты знаешь, что в лоб, но давай поиграем в одноходовку. Вспоминается показ Fendi на фонтане Треви. Fendi разрешили провести этот показ, а взамен бренд должен был отреставрировать фонтан. Из того, что мне не понравилось: клип Джей Зи и Бейонсе в Лувре. Мне кажется, это такая отвратительная история, потому что она совсем в лоб. И без намека на метатрюкачество. Я какие-то более тонкие вещи люблю. Вспомни Марселя Дюшана и его знаменитейшую фразу, что когда ты писсуар размещаешь в галерее, он становится арт-объектом. Условно, все, что попадает в контекст музейного пространства, моментально становится произведением искусства. И когда Джей Зи и Бейонсе размещаются в Лувре, они говорят, мы — и есть искусство. Для меня, это слишком вульгарная история, но она абсолютно по правилам игры.
— Мода — это искусство или нет?
— XX век — это расцвет масс-культуры. Активно развивается средний класс, на него начинают опираться прогрессивные государства, как на основную экономическую силу, генерирующую налоги и так далее. И мода, естественно, меняется. Мода же всегда зеркалит социум, она не независимая. И тут получается, что какие-то кутюрные коллекции мы видим, но в целом там 99% моды, она — не искусство. И вот именно здесь происходит отчаянная попытка артикулировать то, что моде совершенно необходимо легитимизировать свою значимость. И поэтому мода очень хочет быть искусством. Вот если она продает смысл, если она продает его очень дорого, то это, конечно, вот это должно быть где-то там в районе искусства.
Поэтому отвечая на вопрос, я считаю, что мода сейчас отчаянно нуждается в искусстве. А дальше вопрос: удается ли ей? Я бы хотел оставить его открытым.
Александр Бланарь, директор Serene Gallery, основатель blanar.art
— Как на ваш взгляд изменилось «сотрудничество» моды и искусства с начала ХХ века по сегодняшний день? Стало ли меньше смыслов? Или, наоборот, проекты стали более глубокими и осмысленными?
— Сейчас так много коллабораций брендов с художниками, что зачастую первые просто наносят «картинку» на футболку. Но зато благодаря тому, что мы уже пережили какой-то апофеоз коллаборации везде и всюду, то они становятся более осмысленными сейчас, больше дают возможностей и смыслов художнику, потому что раньше художник был как подрядчик, которому заказывали что-то. Сейчас многие бренды готовы отдать полностью художнику творить и мыслить. Мода и искусство слились вплотную, что не всегда хорошо, и сейчас, мне кажется, мы находимся в периоде, когда ищутся более осмысленными коллаборации.
— Какой пример коллаборации моды и искусства вам вспоминается как самый яркий? Почему?
— Мне безумно нравится, как Джонатан Андерсон и сам по себе, и в Loewe активно использует искусство. У него есть куратор Эндрю Боначчино, который подбирает искусство на показы. Это всегда какие-то интересные художники. Мне нравится, как в его бутиках в Лондоне развешено искусство — всегда видно, что это со смыслом сделано, а не просто взятая по-быстрому картинка. Еще пример: французский бренд Ludovic de Saint Sernin сделал недавнюю коллекцию в коллаборации с Фондом Роберта Мэплторпа. На мой взгляд, это получилось очень круто. Когда-то кампейн для Людовика снимал молодой фотограф Влад Зорин.
— Мода — это искусство или нет?
— Мода — это искусство, конечно. Есть множество примеров коллекционеров, которые собирают именно моду. Но не вся мода — это искусство, как и не все искусство — это искусство.
Екатерина Ласкова, автор телеграм-канала «Серьезный подход»
— Как на ваш взгляд изменилось «сотрудничество» моды и искусства с начала ХХ века по сегодняшний день? Стало ли меньше смыслов? Или, наоборот, проекты стали более глубокими и осмысленными?
— Не буду делать аналитику нескольких веков. Скажу о своих личных ощущениях и наблюдениях. За последние 10 лет искусство стало мощней набирать обороты. Современные кураторы, арт-объединения, независимые художники все чаще выходят из зоны комфорта. Люди охотнее следят за арт-повесткой: ходят на выставки, ярмарки, поддерживают, инвестируют. Происходит слияние старого и нового мира. Молодых художников с монументальными объектами, музеями. Таланты проще заходят на территорию коммерции. Не считают это чем-то неудобным и зазорным, — фокусируются на том, чтобы проявить себя, свой талант. И всегда здорово, если большие бренды поддерживают молодых художников. Мне в целом импонирует, когда происходит не только коммерческий успех, но и смысл.
— Какой пример коллаборации моды и искусства вам вспоминается как самый яркий? Почему?
— Разумеется, помню те, к которым имела прямое отношение. Пару лет назад случилась коллаборация ASH x Sample. Пять художников (каждый в своей манере) превратили белые эко-кеды в арт-объекты. Это была чисто имиджевая история в поддержку молодых талантов, без расчета на продажи. Результат покорил глобальный офис, и спустя год решили три пары (Вари Чельцовой, Глеба Баранова, Наташи Гончаровой) запустить в производство. Классно, когда коллаборация — не однодневный хайп. И когда неожиданно (даже для кураторов) происходит продолжение. В этом есть энергия и жизнь.
— Мода — это искусство или нет?
— Мода не всегда искусство, но в удачных случаях — они крепко дружат.
Читайте также: