Художник Василий Кононов-Гредин: «Искусство решает, чем занять свои мысли»

20 февраля в МВЦ «Крокус Экспо» откроется Международная выставка дизайна ARTDOM, которая представит более 400 ведущих российских и европейских брендов в сфере дизайна и интерьерных решений, а также галереи современного искусства. Одним из ярких спецпроектов внутри смотра станет выставка Василия Кононова-Гредина Reassembly — необычный эксперимент, в котором вместе с restore: художник создал целую выставку скульптур из электроники

— Расскажите подробнее о вашем приеме — «антиформа»? Что это такое?

— Метод «антиформа» — это такой способ работы с предметами, при котором они разбираются на составные части, а затем ищутся новые сочетания, способные раскрыть их сущность. Ведь все вещи имеют свои определенные функции. Однако все мы видели отдельные части разных предметов, например, в мусорке на улице.Там они уже утратили свои функции, и определить, для чего они служили, бывает сложно.

Мне как раз интересен процесс, когда исчезает функция и исчезает и сама форма. Получается, что антиформа этой вещи складывается в скульптуру. В итоге зрителю становится неясно, что перед ним находится. Когда мы пытаемся понять, что перед нами — скульптура, объект или просто предмет, мы испытываем некое мерцание. Этот эффект между тем, как мы можем идентифицировать вещь, и тем, как мы не можем ее определить, то, к чему я стремлюсь.

Когда я работаю с предметами, я руководствуюсь не только тем, как их можно соединить, но и пластикой — ритмом, сочетанием объемов и тонов. Следуя их законам, я раскрываю потенциал каждой вещи.

— Как современные технологии и гаджеты, из которых вы создаете работы, влияют на ваше художественное видение? Есть ли у вас любимые устройства, которые вы использовали в своих скульптурах?

— Коллаборация с компанией restore:, которую можно будет увидеть на выставке ARTDOM, дала возможность повзаимодействовать с предметами, с которыми я раньше не работал: аудиосистемы и бытовая техника. Прежде я работал со строительным оборудованием, автомобилями, разными механизмами, но для меня было настоящим вызовом — найти сочетание и пластику в новых материалах, которые я, к тому же, видел только на прилавках магазинов. 

Я смог их разобрать, почувствовать и посмотреть со стороны, с которой не видели даже дизайнеры и инженеры. Особенно мне полюбились аудиосистемы, которые оказались одинаково красивы снаружи и изнутри. Но обычно все устройства, которые ко мне попадают, становятся любимыми. И важно не то, какая у меня в руках вещь, а то, что я хочу сказать с ее помощью. 

— Что происходит с нашим восприятием объектов, когда мы смотрим на них вне их привычной функции?

— Прежде всего, принцип «антиформы» помогает выйти из состояния застоя, в котором мы часто оказываемся. Человеку вообще свойственна инерция мышления, и привычные шаги и дороги, которые мы уже прошли, зачастую формируют нас. Несмотря на то, что мир очень изменчив, конкретные вещи заставляют выстраиваться вокруг них, отгораживая от нового опыта, который мы могли бы приобрести. 

Мои скульптуры помогают зрителю ощутить этот опыт, потому что каждый из нас может переложить «антиформу» на личное взаимодействие с миром. Возможно, мы могли бы по-другому общаться, делать это более качественно и гармонично. Поэтому в новом проекте объекты, которые мы каждый день видим в своем доме, предстают с особенной историей взаимодействия, рассказанной от лица этих скульптур.

— А как вы относитесь к вопросам экологии в контексте использования электроники в искусстве? 

— Мне нравится идея антиформы тем, что я вообще-то не создаю ничего нового. Все предметы, с которыми я работаю, уже существуют в мире, и техника не является исключением. Она может меняться и устаревать. Техника, из которой мы с компанией restore: создали инсталляцию об изменчивости формы в предмете, будет служить еще долго. 

— Можете описать свой творческий процесс? Есть ли у вас мастерская и где она? 

— Обычно я работаю не один, а в команде вместе с Алексеем Кононовым и Антоном Разовым. В этом проекте Алексей выступает в роли режиссера, который снимает фильм о том, как мы трудимся в нашей мастерской. Кстати, этот фильм будет транслироваться на стенде, и это отличная возможность для зрителя погрузиться в атмосферу мастерской и увидеть, как мы вместе работаем.

Если говорить о творческом процессе, то для меня главное —  регулярность творческих практик и соблюдение определенного режима: сна и работы. Для меня это не спонтанный процесс, а ежедневный труд, как, вероятно, у многих людей. Просто я делаю это в своей мастерской. 

Антиформа № 16

— Там же создавались новые объекты?

— Сначала мы с компанией restore: выбрали технику, из которой решили сделать скульптуры. Когда ее привезли, я еще не знал, какие предметы буду сочетать. Когда я их выбрал, то мы начали их разбирать: выкручивать шурупы, отсоединять детали, вскрывать корпуса. Самое главное в работе было не повредить технику, которую мы собираем. Мы не используем новые болты и не сверлим отверстия в предметах, чтобы их соединить. Вместо этого мы ищем способы для сосуществования предметов, чтобы каждый занял свою позицию не повреждая другой. 

— Какой вы видите связь между вашим искусством и современным дизайном? 

— Очень часто дизайн и искусство сосуществуют, из-за чего бывает трудно провести между ними грань. Но прежде всего, искусство от дизайна отличается отсутствием прикладного значения. Оно создается не для восполнения какой-либо функциональной потребности. Если дизайн решает вопросы существования человека в пространстве, то искусство решает, чем занять свои мысли. И в том, и в другом случае мы говорим пластическим языком, поэтому эти области так связаны. В новом проекте для выставки ARTDOM дизайн предметов становится искусством. 

— Какие у вас планы на будущее?

— Я все чаще задумываюсь над тем, чтобы сделать что-нибудь в живописи. В юности я очень много писал, окончил художественное училище по классу живописи. Теперь хочется сделать что-то новое в этом направлении.

Читайте также:

Изучайте лучшие рестораны Москвы, Петербурга, Казани и Екатеринбурга в гиде GreatList.ru
Наш новый проект — международный гид по лучшим ресторанам GreatList.
Изучить
Хочешь быть в курсе всех новостей NOW?
Обещаем не спамить!
Какой-то текст ошибки
Какой-то текст ошибки
Подписаться
Разработано в Deluxe Interactive