«Художник больше не должен быть голодным»: интервью с Геолиной Моргулис

Редакция NOW поговорила с Геолиной Моргулис о выставке «Я и Оно», будущих проектах и о том, как философское образование помогает в кураторской деятельности

26 апреля в пространстве «Дом на Хлебном» откроется выставка «Я и Оно». Проект, посвященный лабиринтам подсознания, объединит работы двенадцати художников: Сергея Бондарева, Паши Бумажного, Гриши, Романа Ермакова, Катрин Зак, Димы Маконда, Вовы Перкина, Ромы Пикс, Лизы Плакса, группы ППСС, Димы Шабалина и tony.wwwww.

Название выставки «Я и Оно» относит зрителей к одному из важнейших трудов австрийского психолога Зигмунда Фрейда. Одноименное психоаналитическое эссе посвящено самой таинственной области человеческой психики – взаимодействию сознательного («Я») и бессознательного («Оно») и их вечному конфликту друг с другом.

В рамках группового выставочного проекта куратор Геолина Моргулис объединила совершенно разных художников одной общей тематикой — недрами подсознания. В преддверии открытия выставки редакция NOW поговорила с ней о концепции экспозиции, будущих проектах и о том, как философское образование помогает в кураторской деятельности.

Как вы определяете концепцию выставки «Я и Оно» и почему выбрали лабиринты подсознания в качестве общей тематики для проекта? 

Человеку свойственно самокопание. «Я и Оно» — одно из ключевых произведений Фрейда и очень особенное произведение для меня. В то время, когда я была студенткой философского, у нас был предмет «История политических учений». Мне он давался особенно сложно, поскольку нужно было читать оригиналы трудов таких мыслителей, как Маркс, Энгельс, Фрейд, суть которых я совершенно не понимала.

Делать было нечего, дисциплину нужно было во что бы то ни стало осваивать. На помощь пришли однокурсники, которые стали проводниками в новый для меня мир. Как результат возникла любовь к философии. Но особенно меня тронул Зигмунд Фрейд и его гениальное произведение «Я и Оно», и, как дань уважения, выставка обрела такое название и соответствующий смысл.

Фото предоставлено спикером

Какие художники принимают участие в выставке и какие особенности их работ вы считаете наиболее интересными и значимыми в контексте исследования подсознания?

К каждой выставке я очень тщательным образом выбираю художников. Для меня это очень глубокий и важный процесс, на который уходит много энергии, но который меня очень увлекает. Без преувеличения скажу, что приглашаю только тех, чье творчество пронзает сердце и будоражит душу. А творчество каждого из художника — это и есть контекст его собственного подсознания. Так что здесь без премудростей.

Возникали ли какие-либо трудности при объединении работ художников в рамках общей тематики, и как вы справились с обеспечением связности и целостности выставки?

Я бы не стала называть трудностями то, что можно отнести к творческому процессу. Для меня все, что связано с художниками, их творчеством сродни медитации. Когда появляется общая идея и концепция выставки – у меня в голове практически мгновенно возникает костяк тех художников, кто бы в эту концепцию однозначно вписался. Позже по необходимости я могу дополнить еще несколькими авторами. Так все выстраивается в некий ансамбль и начинает взаимодействовать между собой, соприкасаясь где-то более тесно, а где-то чуть меньше.

Какие новые идеи или мысли могут получить зрители, посещая выставку?

Без преувеличений все очень зависит от бэкграунда зрителя, от рода его занятий и интересов, даже от возраста. Возможно, кто-то впервые узнает, кто такой Фрейд и что общего может быть у него с искусством, кто-то откроет для себя важнейшее произведение «Я и Оно» и захочет его прочитать, кто-то узнает новые имена художников и удивится, как по-разному, объединившись одной идеей, возможно себя проявлять. Очень хочется, чтобы зритель вышел наполненным, вдохновленным и немного удивленным в хорошем смысле этого слова. Надеюсь, у нас это получится.

Фото предоставлено спикером

Как ваша философская и искусствоведческая подготовка влияет на ваш подход к курированию и исследованию современного искусства?

Я часто размышляю на этот счет. Безусловно, хорошее фундаментальное образование — это очень важно, и оно отчасти определяет человека как личность. Но, как мне кажется, больше всего сказывается моя страсть к искусству. Любовь к делу, которым я занимаюсь. И главное — это, конечно, жажда жизни и к познанию всего нового, потому что здесь нельзя перестать учиться и остановиться на уже полученных ранее знаниях.

Какую роль, по вашему мнению, играют искусствоведы и кураторы в современной арт-сфере? Как вы видите свою роль в продвижении и популяризации современного искусства через свои проекты?

Скорее всего, не самую последнюю. Мы все находимся в непрерывном симбиозе друг с другом, где одним сложно без других. Я и про художников, и про работников культуры разного рода. Касательно моей роли, то ролей и задач у меня здесь несколько, потому что я являюсь арт-дилером, арт-менеджером и куратором выставок. Мне страстно хочется, чтобы больше людей видели «другие» проекты, не только музейные. Очень хочется, создавая выставки, чтобы больше приобщались к современному искусству и реже, а лучше совсем перестали говорить: «Я/мой ребенок нарисовал бы лучше». Чтобы чаще появлялось желание соприкоснуться с прекрасным, пытаясь прочувствовать увиденное. Также среди важных задач – чтобы у большего количества художников — как молодых, так и тех, кто проживает в регионах нашей страны — была возможность знакомить публику со своим творчеством. Более того, хочется чтобы у художника была возможность продавать и зарабатывать, ведь для многих — это единственное дело жизни. Художник больше не должен быть голодным. 

Какие будущие проекты или идеи у вас есть в области кураторства и исследования современного искусства? 

Я не любитель загадывать наперед и предпочитаю действия словам. Важно сказать, что цели поставлены, планов намечено много и самых разных. Кстати, могу лишь поделиться тем, что буквально недавно я запустила галерею гибридного формата (это онлайн-галерея, которая периодически проводит офлайн-выставки — прим. ред.) Geolina Art Gallery, развитием которой занимаюсь. Пока такие новости, а дальше — больше. Надеюсь, все задуманное сложится наилучшим образом!

Выставка «Я и Оно» пройдет с 26 апреля по 26 июля в «Доме на Хлебном» по адресу: Хлебный переулок, д .19.

Читайте также:

Изучайте лучшие рестораны Москвы, Петербурга, Казани и Екатеринбурга в гиде GreatList.ru
Хочешь быть в курсе всех новостей NOW?
Обещаем не спамить!
Какой-то текст ошибки
Какой-то текст ошибки
Подписаться
Разработано в Deluxe Interactive