Онлайн-игры — это цифровая медитация: квесты, события и ритуалы погружают пользователя в гипнотический мир. Игрока удерживает не только новизна, но и социальное взаимодействие, сопричастность, осознание невозвратных затрат. Все перечисленные стимулы имеют философское обоснование: игры, как сказки или поучительные рассказы, вмещают человеческий опыт, но дают больше — возможность прожить истории самостоятельно.
Среди разных жанров видеоигр, особое место занимает MMORPG (многопользовательские ролевые онлайн-игры). У популярных проектов этого жанра в день на серверах могут находиться сотни тысяч людей. Например, по данным ActivePlayer и MMO Populations, в среднем в месяц количество активных игроков World of Warcraft превышает восемь миллионов. Все дело в том, что MMORPG совмещает две страсти геймеров: любовь к сюжетно-ролевым играм и желание контактировать с другими пользователями. Удивительная популярность жанра и завязка на социальное взаимодействие делают его идеальным объектом для изучения взаимосвязи философии и игр.
Тени в пещере и мир через экран
Игроки MMORPG — неосознанные платоновские идеалисты. Именно в этом течении воплотилось стремление к истинной красоте и справедливости, а на геймерском языке — к идеальному билду и максимальной прокачке.
Но, как и у Платона, достичь максимума в играх едва ли получится. Мыслитель считал, что реальный мир — лишь отражение мира идей, где сокрыта истина. Люди, как узники в пещере, видят только тени событий и принимают их за действительность.
Платоновская пещера и игры схожи: они воспроизводят «тень реальности», символический слой мира. Но на примере этих символов человек может учиться.
Эпоха Просвещения и гильдии
Каркас MMO-игр, экономика, политика и развитие персонажей опираются на идеи английского мыслителя Джона Локка о свободе воли и социальном контракте. Согласно его представлению, человек волен принимать любые решения, потому что он понимает границы собственной свободы. Но люди отказываются от части свободы в пользу государства, поэтому власть — всегда договор между правителем и народом.
Идея общественного договора перешла из жизни в вымышленные миры, а затем в MMORPG-игры, воплотившись в гильдиях, домах и кланах.

Например, в готовящемся к релизу проекте Bellatores игроков ждут не только эпические сражения, но и тонкая дипломатия, где каждое слово и союз могут изменить ход истории и распределение влияния. На старте пользователи выберут один из пяти великих домов королевства Этерия, к которому они будут принадлежать и за чье право на трон станут бороться. При этом в проекте совсем необязательно выбирать только путь воина: у каждого игрока есть возможность примерять на себя разные роли и наслаждаться нелинейностью развития персонажа. Например, можно отказаться от участия в сражениях, став кузнецом или собирателем, и поддерживать экономику своей фракции.
Герои формируют гильдии со своими лидерами, договариваются о расписании, добровольно подчиняясь общему порядку. Игроки отказываются от части свободы, присоединяясь к сильным кланам, понимая, что только общими усилиями можно победить сильных боссов.
Бесконечный фарм или протестантская этика?
Взаимодействие в MMORPG отражает еще и протестантскую этику Макса Вебера. Это представление о труде как духовном призвании, где дисциплина и самоограничение — самостоятельная ценность, а успех — признак избранности.
Прокачка, редкие атрибуты и высокая экипировка служат доказательством упорства, своеобразным «знаком благодати». Игры вроде изометрической LOST ARK строят мир на строгой рационализации: расписание рейдов и регулярные активности требуют постоянных усилий — того самоценного труда, о котором писал Вебер.
Мобы и абсурд
В современных MMORPG важную роли игрет экзистенциализм, родоначальником которого были Жан-Поля Сартр и Альбер Камю. Человек определяет себя через решения, сталкиваясь с абсурдностью существования. Персонаж, подобно сартровскому человеку, обречен на свободу и сам формирует реальность.
Например, в EVE Online герой может честно производить ресурсы или стать пиратом. Если он победит, то заберет всю наживу себе, проиграет — потеряет собственные корабли, стоившие десятки часов фарма (монотонная и систематическая добыча ресурсов).

Выбор помогает преодолеть абсурд: можно бесконечно фармить, но завтра монстры вернутся на места. Игрок уподобляется Сизифу Камю. Только выбор в пользу риска и нового дает осмысленную цель и азарт.
Рутинный труд (прокачка, гринд) обретает иной смысл: человек наслаждается процессом, находит друзей, обретает смысл через социальное взаимодействие. Это преодоление абсурда, о котором писал Мартин Хайдеггер: смысл обретается, осознавая смертность и выстраивая подлинные отношения с другими. Так и протагонист чувствует близость опасности (даже с механикой воскрешения) и цепляется за возможность пройти путь с союзниками.
Новая жизнь в постмодерне
Главное отличие игр — смерть героя ведет к воскрешению или новому началу, толкая к развитию. Это касается и фигуры разработчика.
Четверть века назад игры продавались в окончательном виде. С развитием онлайна коллективное творчество потеснило авторскую волю. Фанаты создают моды, социальное взаимодействие и минимум контроля позволяют выстраивать свой мир. История, происходящая здесь и сейчас, важнее заложенного сюжета.
Ролан Барт назвал бы это «смертью разработчика». В постмодерне автор «умирает» при публикации: интерпретация ложится на читателя. Новые игры освобождаются от авторской интерпретации, давая простор воображению, и наделяют игроков властью менять игровой ландшафт.
Разработчик дистанцируется от событий после релиза, позволяя строить на своем «тексте» новое. Пользователи переустраивают мир, порой неожиданно. Например, неожиданная пандемия в World of Warcraft из-за бага с дебаффом от Босса Хаккар, которую игроки использовали для заражения других. Blizzard не могла это предусмотреть, потребовались исправления для восстановления баланса.

Современные проекты дополняются ежедневно силами студий и пользователей. Игра становится коллективным продуктом, пазлом из разнородных смыслов.
Что общего у философии с миллионами игроков? Неизменная природа человека, ищущего смысл. Мы заходим в игру за развлечением, а оказываемся в цифровой «пещере», где поиски истины обретают интерактивную форму. Это философия в первоначальном виде. Выходя из игры, мы не покидаем мир идей, а просто переключаемся на другой сервер — с более сложными квестами и менее четкими правилами.
Читайте также:


