Социальный контракт и идеализм: из чего состоит философия MMORPG-игр

Есть ли что-то общее у World of Warcraft и Эпохи Просвещения? Почему бы и нет? Идеи философов от античности до постмодерна сформировали игровые миры MMORPG, которые мы понимаем с полуслова

Онлайн-игры — это цифровая медитация: квесты, события и ритуалы погружают пользователя в гипнотический мир. Игрока удерживает не только новизна, но и социальное взаимодействие, сопричастность, осознание невозвратных затрат. Все перечисленные стимулы имеют философское обоснование: игры, как сказки или поучительные рассказы, вмещают человеческий опыт, но дают больше — возможность прожить истории самостоятельно.

Среди разных жанров видеоигр, особое место занимает MMORPG (многопользовательские ролевые онлайн-игры). У популярных проектов этого жанра в день на серверах могут находиться сотни тысяч людей. Например, по данным ActivePlayer и MMO Populations, в среднем в месяц количество активных игроков World of Warcraft превышает восемь миллионов. Все дело в том, что MMORPG совмещает две страсти геймеров: любовь к сюжетно-ролевым играм и желание контактировать с другими пользователями. Удивительная популярность жанра и завязка на социальное взаимодействие делают его идеальным объектом для изучения взаимосвязи философии и игр.

Тени в пещере и мир через экран

Игроки MMORPG — неосознанные платоновские идеалисты. Именно в этом течении воплотилось стремление к истинной красоте и справедливости, а на геймерском языке — к идеальному билду и максимальной прокачке.

Но, как и у Платона, достичь максимума в играх едва ли получится. Мыслитель считал, что реальный мир — лишь отражение мира идей, где сокрыта истина. Люди, как узники в пещере, видят только тени событий и принимают их за действительность.

Платоновская пещера и игры схожи: они воспроизводят «тень реальности», символический слой мира. Но на примере этих символов человек может учиться.

Эпоха Просвещения и гильдии

Каркас MMO-игр, экономика, политика и развитие персонажей опираются на идеи английского мыслителя Джона Локка о свободе воли и социальном контракте. Согласно его представлению, человек волен принимать любые решения, потому что он понимает границы собственной свободы. Но люди отказываются от части свободы в пользу государства, поэтому власть — всегда договор между правителем и народом.

Идея общественного договора перешла из жизни в вымышленные миры, а затем в MMORPG-игры, воплотившись в гильдиях, домах и кланах.

Скриншот из Bellatores

Например, в готовящемся к релизу проекте Bellatores игроков ждут не только эпические сражения, но и тонкая дипломатия, где каждое слово и союз могут изменить ход истории и распределение влияния. На старте пользователи выберут один из пяти великих домов королевства Этерия, к которому они будут принадлежать и за чье право на трон станут бороться. При этом в проекте совсем необязательно выбирать только путь воина: у каждого игрока есть возможность примерять на себя разные роли и наслаждаться нелинейностью развития персонажа. Например, можно отказаться от участия в сражениях, став кузнецом или собирателем, и поддерживать экономику своей фракции. 

Герои формируют гильдии со своими лидерами, договариваются о расписании, добровольно подчиняясь общему порядку. Игроки отказываются от части свободы, присоединяясь к сильным кланам, понимая, что только общими усилиями можно победить сильных боссов.

Бесконечный фарм или протестантская этика?

Взаимодействие в MMORPG отражает еще и протестантскую этику Макса Вебера. Это представление о труде как духовном призвании, где дисциплина и самоограничение — самостоятельная ценность, а успех — признак избранности.

Прокачка, редкие атрибуты и высокая экипировка служат доказательством упорства, своеобразным «знаком благодати». Игры вроде изометрической LOST ARK строят мир на строгой рационализации: расписание рейдов и регулярные активности требуют постоянных усилий — того самоценного труда, о котором писал Вебер.

Мобы и абсурд

В современных MMORPG важную роли игрет экзистенциализм, родоначальником которого были Жан-Поля Сартр и Альбер Камю. Человек определяет себя через решения, сталкиваясь с абсурдностью существования. Персонаж, подобно сартровскому человеку, обречен на свободу и сам формирует реальность.

Например, в EVE Online герой может честно производить ресурсы или стать пиратом. Если он победит, то заберет всю наживу себе, проиграет — потеряет собственные корабли, стоившие десятки часов фарма (монотонная и систематическая добыча ресурсов).

Скриншот из EVE Online

Выбор помогает преодолеть абсурд: можно бесконечно фармить, но завтра монстры вернутся на места. Игрок уподобляется Сизифу Камю. Только выбор в пользу риска и нового дает осмысленную цель и азарт.

Рутинный труд (прокачка, гринд) обретает иной смысл: человек наслаждается процессом, находит друзей, обретает смысл через социальное взаимодействие. Это преодоление абсурда, о котором писал Мартин Хайдеггер: смысл обретается, осознавая смертность и выстраивая подлинные отношения с другими. Так и протагонист чувствует близость опасности (даже с механикой воскрешения) и цепляется за возможность пройти путь с союзниками.

Новая жизнь в постмодерне

Главное отличие игр — смерть героя ведет к воскрешению или новому началу, толкая к развитию. Это касается и фигуры разработчика.

Четверть века назад игры продавались в окончательном виде. С развитием онлайна коллективное творчество потеснило авторскую волю. Фанаты создают моды, социальное взаимодействие и минимум контроля позволяют выстраивать свой мир. История, происходящая здесь и сейчас, важнее заложенного сюжета.

Ролан Барт назвал бы это «смертью разработчика». В постмодерне автор «умирает» при публикации: интерпретация ложится на читателя. Новые игры освобождаются от авторской интерпретации, давая простор воображению, и наделяют игроков властью менять игровой ландшафт.

Разработчик дистанцируется от событий после релиза, позволяя строить на своем «тексте» новое. Пользователи переустраивают мир, порой неожиданно. Например, неожиданная пандемия в World of Warcraft из-за бага с дебаффом от Босса Хаккар, которую игроки использовали для заражения других. Blizzard не могла это предусмотреть, потребовались исправления для восстановления баланса.

Изображение из World of Warcraft

Современные проекты дополняются ежедневно силами студий и пользователей. Игра становится коллективным продуктом, пазлом из разнородных смыслов.

Что общего у философии с миллионами игроков? Неизменная природа человека, ищущего смысл. Мы заходим в игру за развлечением, а оказываемся в цифровой «пещере», где поиски истины обретают интерактивную форму. Это философия в первоначальном виде. Выходя из игры, мы не покидаем мир идей, а просто переключаемся на другой сервер — с более сложными квестами и менее четкими правилами.

Читайте также:

Изучайте лучшие рестораны Москвы, Петербурга, Казани и Екатеринбурга в гиде GreatList.ru
Наш новый проект — международный гид по лучшим ресторанам GreatList.
Изучить
Хочешь быть в курсе всех новостей NOW?
Обещаем не спамить!
Какой-то текст ошибки
Какой-то текст ошибки
Подписаться
Разработано в Deluxe Interactive