Экспериментальный, иммерсивный, уличный: где искать новые театральные форматы

Выходим из дома за впечатлениями от театральных артистов

Новый театр — новые эмоции. Это в какой-то момент поняли и искушенные театралы, и те, кто хочет приобщиться к искусству драмы, но при этом не обнаружить себя скучающим или вообще ничего не понимающим в происходящем на сцене. Их сердца завоевали свежие форматы — на стыке жанров, с вовлечением публики в действо, на необычных подмостках. Рассказываем, где искать экспериментальные театральные постановки этим летом.

«А какие варианты?»

Для начала коротко разберемся в разных типах современного театра. Помимо драмы, мюзикла, буффонады, моноспектаклей и других привычных жанров сегодня можно увидеть много новаторских постановок. Один из популярных трендов — иммерсивные спектакли. Название происходит от английского immersive — «погружающий, создающий эффект присутствия». И этим объясняется специфика постановок.

Их задача — погрузить зрителя в непривычную для него обстановку и атмосферу. Заставить его поверить в реальность искусственно созданного мира. Для этого используются самые разные средства: выбор необычных локаций (а вовсе не театров), добавление ароматов, спецэффектов, даже еды. Прародителями жанра стали в свое время британский Seсret Cinema («Секретный кинотеатр») и американский проект Sleep no more («Сна больше нет»), которые устраивали ночные перформансы фантазийного характера, чтобы стирать грань между действительностью и вымыслом, грезами.

Первые иммерсивные спектакли в России «облюбовали» себе особняки. Знатоки театра вспомнят, быть может, «Вернувшихся» по Ибсену в особняке Дашкова или «Черного русского» по пушкинскому «Дубровскому» в особняке Спиридонова (якобы в доме Троекурова — там как раз кормили от души: блинами, кровяной колбасой, пельменями, салом). В таких спектаклях гости оказывались внутри шоу, не участвуя в нем активно, но пребывая на 100% в нем.

Сегодня иммерсивный театр — не единственный тип экспериментальных постановок. Накатила новая творческая волна, и зрителей уже не только погружают в определенную атмосферу, но и активно привлекают к действу.

  • Появился интерактивный театр — он же партиципаторный (от английского слова participate — «участвовать»), где зрителей приглашают поиграть — от простого перебрасывания надувного мячика или клубочка с шерстью до серьезного выбора, влияющего на развитие сюжета.
  • Появились уличные променады (от французского promenade – «прогулка», первый такой под названием Remote Moscow привез в Москву в 2015 году Федор Елютин и его «Импресарио»).
  • Появились даже спектакли-квесты, где участники могут разгадывать загадки, тем самым управляя ходом шоу (много проектов в этом жанре есть у создателей «Клаустрофобии»).
  • Появились спектакли в гостиницах, в барах и ресторанах.
  • Появились психологические спектакли-игры, спектакли-разговоры и даже «спектакли в воображении».
  • Появились экспириенсы для одного зрителя, постановки в кузове грузовика, на рыбалке, спектакли-свидания.

Любой эксперимент — это смешение жанров, художественных школ, смежных направлений в искусстве. И надо быть открытым для нового, неожиданного, выходящего за рамки любых шаблонов. Но если вы готовы к этому, то надо знать еще и конкретные точки, где «ловить» экспериментальные спектакли. Ведь их особенность в том, что они просто не могут «усидеть на месте». Где же их искать?

«Места знать надо.»

Подборки из разных театров, локаций, сценических проектов и авторских событий проще всего искать на агрегаторах — по фильтру «иммерсивные спектакли» в «Яндекс Афише», по фильтрам «экспериментальный театр» или «иммерсивный театр» на KudaGo, на сайте иммерсивных театров.

Вы также можете заходить прямо на страницы или в соцсети проектов, которые вам запомнились:

А еще можно каждый день до 11 августа прогуливаться по центру и встречать артистов экспериментальных театров прямо там. С 15 июля столичный Депкульт проводит первый открытый уличный, но уже весьма масштабный фестиваль «Театральный бульвар». Впервые центральные бульвары столицы стали сценическими подмостками, а спектакли здесь есть на любой вкус. Помимо основной сцены в Амфитеатре на Покровском бульваре, где показывают флагманские постановки проекта, есть тематические зоны-сцены в разных локациях. На Тверском бульваре — оперетта, на Пушкинской площади — музыкальный театр, на Цветном — цирк. На Сретенском можно увидеть выставку, посвященную театральному костюму и мастерству создания ярких образов.

Посмотреть, как за счет антуража и костюма можно путешествовать во времени и пространстве можно здесь же, на Сретенском. Тут работают «Театральный буфет» (музыкально-поэтический авангардный эксперимент от выпускников  ГИТИСа, Мастерской Петра Фоменко, театров «Практика», «Ленком», «Поколение» — тут можно внезапно для себя стать участниками кружка авангардистов, которые собрались в театральном буфете после премьеры спектакля Всеволода Мейерхольда) и «Квартеатр» (серия документальных застольных спектаклей «Прожито на бульварах» — тоже увлекающих и вовлекающих).

И отдельно две локации полностью посвящены как раз иммерсивному и экспериментальному театру. На Страстном бульваре в будни с 17:00 до 20:00 и в выходные с 17:00 до 21:00 представлен визуальный и «погружающий» театр (посмотреть можно не только сами постановки, но и репетиции). 

Работают две площадки — театров «Клумба из тумбы» Андрея Фейгина и «Эскизы в пространстве» Дмитрия Максименкова. Здесь артисты вместе со зрителями придумывают и воплощают сюжеты в собственных постановках. В лаборатории театра «Клумба из тумбы» гости создают декорации, арт-объекты, играют на музыкальных инструментах и наблюдают за созданием спектаклей.  В мастерской «Эскизов в пространстве» артисты вместе со зрителями записывают истории для будущих аудиоспектаклей, учавствуют в иммерсивных променадах, создают свою специфическую атмосферу.

Ну, а по пятницам — 26 июля, 2 августа, 9 августа — иммерсивный театр «Импресарио» Федора Елютина представляет аудиоспектакль-разговор для одного зрителя «Мы выйдем с собой погулять в лес» (о том, куда уходит детство и уходит ли).

Также в будни с 17:00 до 20:00 и в выходные с 17:00 до 21:00 на Чистопрудном бульваре можно познакомиться с театральными экспериментами, попробовать себя в сцендвижении, контактной импровизации, актерском и ораторском мастерстве (на мастерских, репетициях, вовлекающих постановках). 

В мастерской «Щукины дети» при театре-студии «Культрас» под руководством режиссера Сергея Котюха проходят тренинги по актерскому мастерству и сценической речи, чтение классики от Чехова и Островского до Шекспира, режиссерский и актерский разбор драматургии, упражнения на внимание, артикуляцию, дыхание, партнерство, стихосложение, а также актерские этюды.

В мастерской «Контекст-Клуб» представлено больше интеллектуальных дискуссий. Здесь каждый день проходят жаркие споры на тему режиссуры и актерского мастерства. Мастерская Федора Левина «Птицы» посвящена пернатым и их месту в культуре, а крылатые образы участники лаборатории создают через танец, музыку, теневой театр, сторителлинг и арт (каждый приложит руку к искусству).

Театр «Пух и Прах» под руководством Сергея Быстрова, Этель Иошпы и Анастасии Смирницкой на глазах у публики репетирует, а затем и показывает уличные версии своих спектаклей, а еще собирает один новый — «Хорошее отношение к площадям» по творчеству и жизни Маяковского. В этом как раз и помогут зрители (подберут реквизит, сочинят скетчи и сопровождение, поучаствуют в массовке). 

А в проекте «Любимые» знаменитой «Щепки» много говорят о том, как рождается спектакль, какие этапы должны пройти актеры и режиссер в этом процессе. Будет еще разбор пьес, открытые репетиции и паблик-токи с режиссером Филиппом Гуревичем (27 июля) и актером Игорем Скрипко (26 июля).Следить за расписанием мероприятий можно на сайте проекта.

Читайте также:

Изучайте лучшие рестораны Москвы, Петербурга, Казани и Екатеринбурга в гиде GreatList.ru
Хочешь быть в курсе всех новостей NOW?
Обещаем не спамить!
Какой-то текст ошибки
Какой-то текст ошибки
Подписаться
Разработано в Deluxe Interactive