Программа фестиваля «Пример интонации» делится на две части. В большом зале, построенном на базе УКТ, будут сеансы полного метра — петербургские, национальные и международные премьеры. Рядом в зале «Лекторий’порт» состоятся показы и обсуждения короткометражных, игровых и документальных фильмов мастерской Александра Сокурова, фонда «Пример интонации» и его друзей — в частности, фестиваля короткометражного кино «Святая Анна». Доступ на эту площадку — свободный. Там же пройдут события образовательной программы, которая подготовлена совместно со специалистами ШИКИ (Школа Искусств и креативных индустрий), и открытая запись подкаста кинодистрибьюторов A-One и специалистов кинотеатра «Аврора». Главные герои лектория — продюсер Павел Смирнов, режиссерка Алиса Ерохина, поэтесса Галина Рымбу, киновед Дарья Горбач.
Некоторые из этих фильмов кинопрограммы, которая будет доступна с 1 по 4 июня, совсем скоро можно будет увидеть на широких экранах в прокате, другие не попадут туда, возможно, никогда. У них разные жанры и бюджеты, их авторы исповедуют различные подходы к кинематографу — одни всматриваются в настоящее, другие с головой погружаются в прошлое. Но одно объединяет их на сто процентов — они снимают смелое, подлинное, а порой и изысканное кино, которое, увы, все труднее смотреть в России.
«Ой вы, гуси…», реж. Лидия Боброва, 1991
На каждом большом фестивале должна быть ретроспективная программа, и в рамках «Примера интонации» у молодых зрителей будет возможность открыть для себя один из важнейших фильмов начала 1990-х — дебют Лидии Бобровой «Ой вы, гуси…». Награжденный и принятый на многочисленных европейских кинофестивалях в 1991-м он был не понят у себя на родине. Но сегодня «Пример интонации» дает возможность заново оценить натуральную первобытность метода Лидии Бобровой, которая демонстрирует зрителю мир повседневной жизни, где проблемы обычны, не пустячны, но так или иначе решаемы, а трагедия неразрешима (и даже к этому каждый из нас по-своему привык), и точную операторскую работу Сергея Астахова. Оба кинематографиста придут представить фильм, на обновленной версией которого работали Александр Сокуров и Александр Золотухин. Этот специальный показ пройдет 2 июня, на площадке «Лекторий’порт», куда сможет попасть каждый желающий при условии бесплатной регистрации.
«Сказка», реж. Александр Сокуров, 2022
Фильм, который в России ждут уже почти год. Художественный руководитель фонда «Пример интонации», учитель целого поколения новых режиссеров и феноменальный автор возвращается к темам своей знаменитой «тетралогии власти», следуя за европейскими политиками XX века в сумрачные дебри христианского лимба. Соединяя мотивы «Фауста» и «Божественной комедии», кропотливую работу в архивах и новейшие монтажные технологии, Сокуров размышляет над острейшими философскими вопросами истории — иронично и меланхолично одновременно. Это удивительная, освобождающая политиков и политику от излишнего пафоса элегия. Такого фильма история не знала: здесь Черчилль терпеливо ждет свою королеву, Сталин добивается ответов у Иисуса, Гитлер сражается с ветряными мельницами, а Муссолини объявляет себя любимым учеником Ленина. Где-то неподалеку и Наполеон Бонапарт. Несчастные, неудовлетворенные, безнадежные, поглощенные собой призраки у последнего порога — Как обычно, надеются, что их примут в первую очередь.
«Снегирь», реж. Борис Хлебников, 2023
Этот фильм поклонники Хлебникова и Мещаниновой ждали несколько лет, пока они снимали и продюсировали сериалы, свои и чужие. В основе истории — производственный роман Георгия Владимова «Три минут молчания» (1969). Действие перенесено в современность, а пустоту, зияющую на месте главного героя (его авторы вычеркнули из своего сценария), обживают два матроса-стажера Макс и Никита, которым необходимо выстроить отношения со старшими — ватагой морских бродяг траулера «Снегирь», для которых рейсы за рыбой давно не приключение, а тяжелая, обыденная работа. Взросление и конфликт поколений — в числе центральных тем и сюжетов фестиваля, который не случайно открывается именно фильмом Бориса Хлебникова.
«Мое преступление», реж. Франсуа Озон, 2023
Еще один потенциальный зрительский хит. Феминистский оммаж эпохе 1930-х вышел во французский прокат к 8 марта, в карьере Франсуа Озона это уже 22 фильм за последние 25 лет. В центре истории — блондинка-актриса, которую обвиняют в убийстве продюсера, и ее подружка-брюнетка, которая встает на защиту обвиняемой. И все бы хорошо, но тут появляется Изабель Юппер. Если вы считаете, что фестивальное кино — про радость и невыносимую легкость бытия, то вам к Франсуа Озону.
«Копенгагена не существует», реж. Мартин Сковбьерг, 2023
Это второй полный метр датчанина Сковбьерга (после него вам обязательно захочется посмотреть дебютный фильм). За драматургию отвечает Эскиль Вогт (в России известен прежде всего как сценарист фильмов Йоакима Триера «Худший человек на свете», «Тельма», «Громче, чем бомбы» и даже «Осло, 31 августа»). В главной роли — Анжела Бундалович, прогремевшая недавно своей Миу в «Ковбое из Копенгагена» Николаса Виндинга Рефна. Описывать происходящее на экране в «Копенгагене не существует» — точно портить удовольствие от просмотра, фильм устроен как головоломка, задача, которую каждому зрителю предстоит распутать самостоятельно. Порой это детектив или скандинавский нуар, порой чистейшая визуальная поэзия (монтаж, кажется, особой гордостью фильма) о природе любви, понимании и принятии другого человека. Мировая премьера фильма состоялась в этом году на Роттердамском международном кинофестивале.
«Клетка ищет птицу», реж. Малика Мусаева, 2023
Конфликт из романов Джейн Остин, перенесенный в обстоятельства современной чеченской жизни. Главная героиня Малики Мусаевой (Александр Сокуров неоднократно называл ее одной из самых сильных своих учениц) рассказывает о взрослении Яхи и ее подруги Мадины, о сомнениях юности, тревогах и мечтах, о любви, в которую так хочется поверить, даже если ее нет. Живописная операторская манера Дмитрия Наговского дает этой истории особое дыхание, а непрофессиональные актеры не играют во взросление, а действительно переживают его. Премьера фильма состоялась в 2023 году на Берлинском международном кинофестивале — в конкурсе Encounters. На фестивале «Дух огня» в Ханты-Мансийске картина удостоилась трех призов: за лучший отечественный дебют, лучшую операторскую работу и лучшую женскую роль
«Один маленький ночной секрет», реж. Наталия Мещанинова, 2023
Ее зовут Голубь Мира. Мама выбрала имя фамилии под стать. Ей 14 лет, и кажется, все будет хорошо: друзья, новогодняя вечеринка, подарки, любовь. Но у Миры есть маленький секрет. В своем новом фильме Наталия Мещанинова продолжает исследовать тему детства и бесстрашно говорить о том, что по-настоящему пугает. Показанный в Роттердаме в начале этого года фильм еще не вышел в России (был только один премьерный показ на фестивале в Ханты-Мансийске), но уже вызывает нешуточную полемику. Будем надеться, что нежной хрупкости этого фильма по плечу все испытания. В конце концов, Мещанинова — это всегда сильное и бескомпромиссное кино.
«Боги Мексики», реж. Хельмут Досантос, 2022
Вдохновенная визуальная поэзия под видом документального кино. Графичная в своих монохромных ипостасях и обволакивающая цветом, когда он есть в кадре. Иммерсивный звук и поразительно выстроенные кадры несомненно напомнят о фильмах Рона Фрике («Барака» и «Самсара»), а также Годфри Реджио. Но это сравнение едва ли описывает те концептуальные ритуалы, которые ожидают зрителя. Этот фильм предназначен для самого большого экрана. Такой и будет в «Севкабеле».
«Наследие», реж. Роман Михайлов, 2023
За последний годы мы увидели в кинозалах уже два фильма Романа Михайлова — «Сказка для старых» и «Снег, сестра и росомаха». Математик, театрального режиссер и писатель Михайлов оказался истинным сектантом кинематографа, гуру, способным увлечь своими идеями и сплотить на киноплощадке самых разных людей. На подходе у этого автора еще два фильма, и премьера одного из них состоится в рамках фестиваля «Пример интонации». «Наследие» снято в сжатые сроки по рассказу самого режиссера. Не ищите этот фильм на «Кинопоиске», его там еще нет. Между тем сюжет «Наследия» — история принятия своей собственной судьбы, своей собственной жизни и своего собственного наследия, за которое приходится нести ответственность — про каждого из нас.
«Дом удовольствий», реж. Анисса Боннфон, 2022
Живущая в Берлине француженка Эмма решает изучить фактуру для новой книги и отправляется поработать в бордель. Ее новое имя Жюстина, однако будни дома удовольствий оказываются далеки не только от болезненной прозы де Сада, но и от банальных фантазий из интернета. Расширяя границы дозволенного, Эмма втягивается в новый для себя бизнес, а письмо, напротив, как-то не идет. Любовь на продажу — вечный сюжет кинематографа от «Дневной красавицы» до «Интердевочки», однако даже на богатом фоне предшественников «Дом удовольствий» выделяется какой-то простецкой интонацией. Его героев не хочется ни проклинать, ни жалеть, а вот узнать, чем кончится авантюра писательницы, интересно. Особо стоит отметить появление на втором плане замечательной Росси де Пальма, известной нам по фильмам Педро Альмодовара.
«Узлы» , реж. Олег Хамоков, 2023
Участник «Духа огня» и еще один ученик Александра Сокурова Олег Хамоков рассказывает сплетенную из символов и поэтических образов историю дома и любви как странной утопической одержимости. Кинематограф Хамокова консервативен и сдержан, но в нем чудится брутальная энергия сжатой пружины, которая ждет освобождения. «Узлы» — в чем-то продолжение, а в чем-то настоящий антипод — даже в колористике — «Клетка ищет птицу» Малики Мусаевой. Настоящий подарок — посмотреть эти фильмы вместе.
«Revival 69: Возвращение легенды», реж. Рон Чэпман, 2022
Этот документальный фильм о рок-концерте-солянке 1969 года в Торонто смонтирован Роном Чэпменом из 60 часов 16-миллиметровых записей великого Д.А. Пеннебейкера. Также в ленту включены интервью нескольких монстров рока и сочувствующих, среди которых безусловно стоит выделить Энтони Фоссета, искусствоведа, который два года с 1968-го по 1970-й был личным помощником Джона Леннона и Йоко Оно. Леннона добавил в список выступающих в последнюю минуту, да и вообще концерт с позиций прессы 1969 года на казался таким уж важным (не легендарный смертоносный Вудсток!), но сегодня заботливой отреставрированные записи Пеннебейкера must see не только для исследователей и фанатов хард-рока, это сама жизнь, репортаж из времени, когда музыка действительно была важной.
«Белый список», реж. Алиса Хазанова, 2023
Мировая премьера. Второй фильм Алисы Хазановой снят по сценарию Романа Волобуева, отправной точкой для которого послужила реальная история скандальной публикации о «синих китах» в «Новой газете». Бывший кинокритик Волобуев превратил сомнительную статью о смертельных группах в социальных сетях в крепкий, не поверхностный триллер, который хочется сравнить с «Настоящим детективом». Здесь нет привычной для его прежних работ иронии, но остались отличные диалоги. Главные герои — следователи, сыгранные Алексеем Серебряковым и Владимиром Аверьяновым, которые распутывают подозрительные дела о подростковых самоубийствах; сюжет охватывает пять с лишним лет, а финал, кажется, не разочарует даже самых чутких ревнителей детективного жанра. У Серебрякова в этом году несколько важных актерских работ, и «Белый список», пожалуй, — одна из самых заметных.
«Русские сны», реж. Антон Елисеев, 2023
Еще одна мировая премьера. Совсем свежий фильм, созданный в рамках конкурса дебютного кино, который проводил фонд «Пример интонации». Автор — победитель «Кинотавра» в конкурсе короткого метра уральский режиссер Антон Елисеев. «Русские сны» — зимняя, похожая на жутковатую сказку история подростка, который возвращается в родной дом, но никак не может вспомнить, что же произошло с его родителями. Что-то звериное дремлет под снегом в лесу и в глубинах его памяти. Где-то по краю кадра мчит маленький поезд, и пора спать, но страшно закрыть глаза — а вдруг приснится кошмар?
Читайте также: