Гастрономическое кино: 9 фильмов о еде и не только

Истории шефов и их ресторанов в самых захватывающих лентах

«В ожидании Дали» (2023)

Каталонский сценарист и режиссер Давид Пужоль одержим колоритной фигурой своего великого соотечественника Сальвадора Дали. В 2018-м году вышла его документалка «Сальвадор Дали: В поисках бессмертия», а совсем скоро на российских экранах появится его новый фильм об одном из ярчайших художников XX века — «В ожидании Дали». Свой задор и зачарованность работами и философией маркиза де Пуболя — титул, врученный Дали самим королем Испании — Пужоль передал Жюлю, владельцу чудного ресторанчика, располагающегося у самого моря в Кадакесе, живописном городке, в котором художник жил в 1970-х. Жюль больше всего мечтает, чтобы Дали однажды посетил его El Surreal, и подобно героям пьесы Сэмюэла Беккета готов бесконечно ждать его. К счастью для него, прибывшие из Барселоны братья — ищущий свой собственный путь в кулинарии повар высокой кухни Фернандо и вечно попадающий в неприятности Альберто — помогут ему в этом. Сочащийся естественными красками уютный Кадакес, море средиземноморской еды, всепроникающее солнце, пробуждающее в людях чудаковатость, и конечно любовь к Дали — придают фильму Пужоля особенное очарование. В российский прокат картина выходит 15 июня.

«Битва шефов» (2022)

О другом одержимом — буквально — испанском шеф-поваре, правда на этот раз из Басконии, рассказывает фильм Хоакина Мазона. Если Жюль все время ждал Дали, то молодой гений кулинарии Микель, шеф двухзвездного по версии «Мишлен» ресторана, совсем не ожидал когда-нибудь увидеть своего отца Хуана, также повара, исчезнувшего много лет назад после скандала. Однако тот не только заявился в самый неподходящий момент, когда Микель готовился к приходу ресторанного критика, но и еще и, как выяснилось, напрочь потерял чувство времени и воображает себя молодым, 30-летним мужчиной в расцвете сил и, разумеется, не узнает собственного взрослого сына. Но всепоглощающая любовь к еде, здесь выступающая в качестве гарнира к основному блюду — трогательному семейному драмеди, —  объединит и скрепит прочными узами этих знакомых незнакомцев.

«Шеф Адам Джонс» (2015)

Обратной стороной перфекционизма, непременной чертой всех киноповаров, являются всякого рода аддикции и сочетающий язвительность с колючестью Адам Джонс в исполнении Брэдли Купера замечательный тому пример. Когда-то он был шефом одного из лучших ресторанов Парижа, но после очередного срыва, вызванного стрессом и проблемами с наркотиками, отправился в добровольное изгнание в провинциальный ресторанчик. Спустя годы, хранящий трезвость Адам готов, наконец, вернуться в мир большой кухни, но начать сначала оказывается не так уж и просто. Поставленный по сценарию создателя «Острых козырьков» Стивена Найта напряженный «Шеф Адам Джонс» являет собой назидательный пример гастрономической драмы о перевоспитании в кулинарном интерьере.

«Вкус жизни» (2007)

О другом пренеприятнейшем последствии работы шеф-поваром рассказывает «Вкус жизни» — гастрономический ромком, героиня которого, Кейт, настолько привыкла все контролировать, что изгнала из своей жизни всякую возможность случайности. Последняя всё же проникает в ее жизнь вместе с известием о смерти сестры и появлением в ней маленькой племянницы Зои (ее сыграла «маленькая мисс счастье» Эбигэйл Бреслин). Налаженный и выглаженный до абсолюта порядок жизни Кейт рушится еще и с появлением нового подчиненного — су-шефа Ника Палмера, который видится ей поначалу соперником, а в итоге становится главным союзником. Немного драмы, немного смеха и еще щепотка любви — таков рецепт этой романтической комедии.

«Точка кипения» (2021)

В жанровых фильмах, как правило, важнее, о чем рассказывает картина, а не то, как именно она это делает. «Точка кипения» Филиппа Барантини составляет замечательное исключение из этого правила. Короткое описание сюжета едва ли способно вызвать серьезный интерес — в ночь открытия лондонского ресторана на шефа Энди Джонс, сыгранного Стивеном Грэмом, и его команду наваливаются все 33 несчастья — представитель санитарного надзора понижает рейтинг, сам Энди, с трудом нашедший квартиру, опаздывает и пытается найти минутку, чтобы поговорить с сыном по телефону, посудомойщик куда-то запропастился, в ресторан приходит бывший наставник Энди, ставший звездой кулинарного телешоу, а клиенты один другого хлеще. Барантини сообщает действию напряженность с помощью простого, но чрезвычайно сложного трюка — камера ни на секунду не расстается с героями, как бы замыкая их в круге полного звонкого напряжения. Иными словами весь фильм снят одним дублем без монтажных затемнений, вроде тех, что Иньярриту использовал в «Бердмене», а Сэм Мендес в «1917» для достижения схожего эффекта.

«Пряности и страсти» (2014)

Взаимопроникновение двух кулинарных культур — индийской и французской — сдобрило важным социальным комментарием «Пряности и страсти» Лассе Хальстрема, шведского мастера мягких драм, вроде «Правила виноделов» и «Шоколада». В городок недалеко от границы Франции с Швейцарией прибывает многострадальная индийская семья, состоящая из Хассана и его отца, решившего открыть здесь ресторан национальной кухни, что пришлось не по нраву строптивой мадам Мэллори в исполнении Хэлен Миррен, владелицы местного, имеющего «звезду Мишлен» заведения. Между ними разгорается соперничество, завершающееся, разумеется, полным согласием. Сценарий к фильму по мотивам романа Ричарда Мораиса «Путь длиной в сто шагов» — это, кстати, оригинальное название картины — написал знакомый уже нам Стивен Найт.

«Шеф» (2012)

Еще одним упражнением на тему гастрономического кино стала по-французски эксцентрическая и жовиальная комедия «Шеф» с Жаном Рено в роли Александра, видавшего виды шеф-повара славящегося своей кухней ресторана, который испытывает кризис идей, и Микаэлем Юном в роли Жаки, молодого, сумасбродного кулинара, постоянно теряющего работу из-за бескомпромиссности и несносного характера. Вместе они идеально дополняют друг друга — первый иссяк как пересохший родник, второй бьет фонтаном идей и энергией, один известен всему Парижу, имя другого помнит разве что его девушка Беатрис, которая, к слову, вот-вот родит, и полагает, что Жаки трудится в доме престарелых, а не проходит бесплатную стажировку у Александра. Непреодолимо как рок возникает коллизия — Жаки как никогда близок к своей мечте, но теряет Беатрис, узнавшую правду. Необходимость делать выбор самым странным образом вдохновит его на создание нового подхода к кулинарии.

«Душевная кухня» (2009)

Большой поклонник группы The Doors Динос Казанзакис с трудом удерживает на плаву свой захудалый ресторанчик на промышленной окраине Гамбурга, названный Soul Kitchen в честь их знаменитой песни. Хотя, откровенно говоря, душевного в кухне ресторана мало — основу меню составляют тусклое как перспективы Зиноса пиво и не радующие ни глаз, ни желудок сосиски. Счета из налоговой приходят один за другим, Зинос надрывает спину, его брат Илиас, просит взять его на работу, чтобы хотя бы иногда выходить из тюрьмы, бывший одноклассник, зубоскалистый Томас Нойманн, мечтает заполучить землю под рестораном и подороже ее продать, а в довершении всего девушка Зиноса прекрасная Надин улетает в Шанхай. В общем, Зинос переживает не лучшие времена, но в вечер прощания с Надин, он встречает Шейна, шеф-повара haute cuisine, которого при нем же увольняют за нападение на клиента, потребовавшего подогреть гаспаччо (его, как и месть, подают холодным), и приглашает его в «Душевную кухню». Режиссер Фатих Акин, написавший сценарий фильма вместе с исполнителем главной роли Адамом Буздукосом, приправляет историю метафорой — в жизни, как и в кулинарии, важно избавляться от ненужных ингредиентов.

«Вкус жизни» (2020)

Еда выступает поводом для разговора о важном и для датского режиссера Кристоффера Боэ, бойко начавшего свой путь в большом кино «Реконструкцией», завоевавшей «Золотую камеру» в Каннах. Главные герои его «Вкуса жизни» — семейная пара Магги и Карстена — как будто бы счастливы. Их семейный ресторан процветает, дети вполне здоровы и радостны, и они вот-вот получат заветную звезду «Мишлен» (этот Священный Грааль рестораторов). Но на пути к успеху Магги и Карстен забыли о чем-то важном, утратили интерес друг к другу, или говоря иначе, утратили вкус жизни. Это последнее могло бы, пожалуй, служить главной метафорой фильма, раскрывающей мысль Боэ, если бы не ломающий эту логическую идиллию факт — оригинальное название фильма означает нечто противоположное, «вкус голода», читай желание во что бы то ни стало добиться успеха. Яркая игра двух датских актеров с двойными фамилиями, Николая Костера-Вальдау и Катрине Грайс-Розенталь, скрепляют эту крепкую, эстетски снятую в холодных тонах гастродраму.

Читайте также:

Изучайте лучшие рестораны Москвы, Петербурга, Казани и Екатеринбурга в гиде GreatList.ru
Хочешь быть в курсе всех новостей NOW?
Обещаем не спамить!
Какой-то текст ошибки
Какой-то текст ошибки
Подписаться
Разработано в Deluxe Interactive