Современник
Ингмар Бергман прославился тем, что в его работах нередко витал оттенок безысходности: если уж любовь, то непременно обреченная; если семейные узы, то прогнившие изнутри; если душевные метания, то бесконечно мучительные. Однако вглубь его произведений проникает гораздо больше нюансов, чем просто мрачность. И «Осенняя соната» — яркий пример того, что за кажущейся тьмой режиссер скрывает светлые и хрупкие крошки надежды.
На сцене встретятся три главные героини (Марина Неелова, Алена Бабенко и Елена Плаксина), между которыми когда-то не зародилась элементарная чуткость. Их семьи — это пространство обмороженных чувств, и именно здесь они будут шаг за шагом прокладывать тропинку к прощению. Перед зрителем встает извечный вопрос: насколько поздно (или все же не поздно) можно вернуть любовь в отношения, где она никогда по-настоящему не жила?

«Виктор Сухоруков. Счастливые дни»
Театр им. Ермоловой
Виктор Сухоруков — это имя, за которым сразу маячат образы неукротимой энергии и постоянных перевоплощений. Он словно артист-оркестр: в нем удивительным образом сочетаются харизма, талант, самоирония и пронзительная искренность.
Новый творческий вечер Сухорукова родился благодаря случайной прогулке по дому-музею Юлиана Семенова в Севастополе. На стенах там красуются фотографии с автографами легендарных личностей — и это подтолкнуло Виктора к созданию собственных «Счастливых дней» (кстати, артист играл главную роль в одноименном фильме Алексея Балабанова). Его монолог — это парад историй и воспоминаний, где есть место радости и печали, верности и предательству, а главное — непоколебимой любви к своему делу.
В своем сценическом рассказе актер раскрывает, как он прошел свой путь: самостоятельный, трудный, но все же счастливый. Каждый поворот на этом пути — еще одна история, которыми Сухоруков щедро делится со зрителем. Теплый камерный вечер, где главная ценность — живой диалог «человек-человек».

«Гроза»
Дворец на Яузе
За будничным словом «гроза» таятся стихийные страсти, и в случае с постановкой по Островскому — это символ трагедии свободы, раздавленной суровыми оковами общества. Катерина, героиня пьесы, словно воплощает ту самую искреннюю любовь, которая неизменно идет вразрез с общепринятыми нормами. Ее душа — горячая, цельная, настоящая — становится невыносимым вызовом для людей, привыкших жить по шаблонам.
Как любой яркий художник или выдающийся талант, Катерина сталкивается с общественными ограничениями лоб в лоб. И так же, как Анну Каренину разрушили законы света, героине Островского приходится выстоять против условностей, загоняющих в угол. Постановка задает риторический вопрос: есть ли выход там, где все кажется беспросветным?

«Элементарно, Хадсон! Дело о собаке Б.»
Театр «Маска»
Представьте себе вселенную Шерлока Холмса, где величайший сыщик Англии встречается с искрометным музыкальным жанром. Семейная комедия с авантюрным уклоном переносит нас в знакомую историю о собаке Баскервилей, но повернет сюжет так, как никто не ожидал.
Здесь и вечно озабоченный порядком доктор Ватсон, и непобедимый Шерлок с его легендарной дедукцией, и даже банда «Союз рыжих», которая задает событийный ритм на сцене. А еще секреты, заговоры, сумасшедшие интриги и вишенкой на торте — неожиданный финал, раскрывающий новую сторону знакомых героев. Отчасти мюзикл, отчасти детектив, отчасти семейное шоу — «Элементарно, Хадсон! Дело о собаке Б.» подходит для зрителей, которые обожают шутливые повороты сюжета и легкую самоиронию.

Театр им. Вл. Маяковского. Основная и Малая сцены
Шекспировская классика, как ни крути, — всегда бездна страстей, кровная месть и терзания совести. Но здесь нам предлагают «Гамлета» через призму современного мегаполиса. Константин Богомолов берет знаменитую трагедию и пересаживает ее в московские реалии, оставляя героев жить и страдать под прицелом столичных огней.
Почему «in Moscow»? Потому что всё происходит среди городского быта: офисы, рестораны, бесконечная спешка мегаполиса — вплоть до того, что зритель почти ощущает пробки Садового кольца. И в этой московской декорации вечные шекспировские вопросы — о совести, долге, месте в мире — вдруг выглядят смешно и страшно одновременно. Богомолов часто любит высмеивать эстетические претензии «сливок общества»; в итоге даже знакомая история о мстящем принце приобретает некую гротескность и зеркально отражает столичные нравы.

Театр сатиры
Завораживающая пластическая постановка режиссера Сергея Землянского, который славится своим умением рассказывать истории без диалогов. «Арбенин. Маскарад без слов» — это спектакль о вечном конфликте между светским игроком и его внезапно проснувшейся душой.
Арбенин здесь — не просто картежник, а бунтарь, жаждущий свободы. Когда герой встречает хрупкую Нину, он меняется до неузнаваемости: разрывает старые привычки, отказывается от азартных страстей, хотя бы на миг хочет жить искренне. Но буквально одна деталь — подаренный браслет — запускает цепную реакцию ревности, непонимания, паранойи и в итоге трагедии. Гигантские маски, пышные костюмы, музыка Павла Акимкина, гротеск, бушующие эмоции — все это превращает спектакль в головокружительный бал, где речь не нужна, чтобы чувствовать каждую вспышку страсти на сцене.

Театр на Трубной
Как показывает название, центральной фигурой по задумке авторов становится не сам классик, а его окружение — дети, преданные спутники, секретарь, издатель и, конечно, жена писателя Софья Андреевна (ее роль исполняет Ирина Алферова).
Спектакль рисует тот период, когда семья была буквально расколота между любовью и принципами Льва Николаевича. Пылкие вопросы, брошенные в пустоту: «За что нам досталась эта холодность? Куда ушли прежние чувства?» — озвучивают напряженную атмосферу семейства. Здесь нет однозначных ответов: был ли Толстой жесток, уйдя от семьи, и правильно ли он поступил, «завещав» свои труды человечеству? Зритель сам решит, насколько соотносятся семейные драмы гения со званием «совесть нации». Формат показа постановки тоже особый: публика рассаживается по секторам, как бы намекая на то, что у каждого своя точка зрения на происходящее.

Читайте также: