Актриса Елена Полянская: «Комедию играть всегда сложно и поэтому дико интересно»

Обсудили с актрисой творчество, новые проекты и сериальную классику

На телеканале ТНТ продолжается показ сериала «Универ. 13 лет спустя». В нем к давно любимым зрителями героям — Антохе Мартынову, Варе и Майклу, Маше и Вале — присоединились и новые персонажи. Учительницу, с которой Антон внезапно заводит роман, сыграла актриса Елена Полянская, которую зрители ТНТ хорошо знают как Олесю Вербу из комедии «Девушки с Макаровым». Мы поговорили с Еленой о ее новой героине, а также о том, что она больше всего ценит в актерской профессии и как справляется с ее минусами

— Расскажите про вашу героиню, которую вы играете в новом продолжении «Универа», какая ее роль в истории сериала?

— Я играю классного руководителя. Когда мне первый раз прислали сцену для пробы, у меня было впечатление, что моя героиня очень правильная, очень рассудительная женщина с такой изюминкой, некой даже безуминкой. Мы знакомимся с моей героиней в тот момент, когда у нее происходит личная трагедия: ей изменил молодой человек, они расстались, и она не верит мужчинам. В этом смысле она — лирическая героиня. Но потом она совершенно по-другому раскрывается, и мне показалось, что это так замечательно и здорово с актерской точки зрения — изначально ты воспринимаешь ее прямо училкой стандартной, у которой есть  синдром отличницы, но потом она раскрывается как очень даже  страстная женщина. Мы не должны забывать, что учителя — такие же люди, как и все. И, конечно, у них есть свои страсти, свои недостатки, свои достоинства. 

— С какими эмоциями вы приступали к съемкам в проекте с такой большой историей? Что стало решающим аргументом за то, чтобы принять это предложение? В чем для вас был актерский интерес сыграть эту героиню?

— Знаете,  когда я пришла на пробы, у меня был очень непростой период — сложные съемки, к которым я морально настраивалась. Такое бывает нечасто, но вот тут даже приходилось пить успокоительные таблетки и как-то себя подбадривать. И когда я пришла на пробы к режиссеру «Универа» Сэму Литовчину после ночной смены, меня очень впечатлило и вдохновило его отношение, он настолько был по-человечески открыт ко мне. Он умеет заряжать, и я после этих проб вышла окрыленная, вдохновленная, и подумала: «Боже мой, как же было бы круто поработать с таким режиссером».

У сериала действительно такая огромная длительная история… Конечно же, я видела сериал, мне кажется, в России нет такого человека, который не знал бы этих героев, и вот тут ты вдруг становишься маленькой частью этого большого мира… Это здорово. Подсознательно было ощущение, что я новенькая и сейчас тихо сяду за парту, но группа у сериала чудесная, актеры прекрасные, никакой дедовщины. Моя основная история разворачивалась со Стасом Ярушиным и с Машей Кошиной (Лобановой). Кстати, Маша — тоже новая героиня в этом сезоне. Нас хорошо приняли, не было никаких проблем. Атмосфера на площадке, взаимодействие с коллегами для меня многое значит. И когда тебе хочется ехать на площадку, хочется ехать на работу, то это хороший признак.

В чем актерский интерес…? Мне понравилась эта история, с одной стороны, условно правильной, а с другой стороны — весьма страстной женщины. Ну и плюс это комедия, а комедию играть всегда сложно и поэтому дико интересно. Даже несмотря на то, что у меня был опыт «Девушек с Макаровым». Верба  — это Верба, у нее совершенно другая история.

— Когда говорят о ситкомах — а вы снимаетесь в одном из самых популярных современных ситкомов ТНТ «Девушки с Макаровым» — до сих пор многие приводят в пример популярность сериала «Друзья». Как вам кажется, почему именно этот сериал стал эталоном ситкома?

— Наверное, с этим утверждением некоторые люди поспорят. У «Друзей», конечно, невероятное количество поклонников, и я тоже вхожу в их число, некоторые сцены я помню наизусть. Но  кто-то спокойно к сериалу относится и фанатеет от комедии «Как я встретил вашу маму». Жанр ситкома ведь зародился в Америке, по-моему, одним из первых ситкомов, который произвел фурор, был «Я люблю Люси». Жанр трансформируется, не стоит на месте. Если взять даже «Универ» и тех же «Девушек с Макаровым», понятно, что время очень сильно изменилось, и жанр, и юмор изменились тоже. Герои в ситкомах так или иначе требуют этого развития. Мне кажется, все должно совпасть в хорошем ситкоме — конфликт, одержимость и непредсказуемость, причем во всех аспектах. Вот в «Друзьях» это прослеживается невооруженным взглядом, плюс тема дружбы каждому человеку очень-очень близка, и согласитесь, всем хотелось бы иметь таких же друзей или такую же компашку, с которой у вас был бы свой диван в кафе… В людей это очень сильно попадает.

— Помогает ли вам сериал «Друзья», в котором у каждого персонажа свой четкий комедийный архетип, в работе над образами, которые вы создаете в комедии?

Мы с подругой как-то разговаривали, и она говорит: «Я просто Моника, абсолютная Моника, я прихожу домой и сразу же начинаю мыть полы, ненавижу, когда у меня не прибрано»… Каждый из нас себя с кем-то из этих персонажей ассоциирует, потому что у героев случилось стопроцентное попадание в человеческую природу. 

Глагол «помогает», наверное, не совсем точный, в том плане, что ты никогда не знаешь, чем впечатлишься, вдохновишься, где ты что-то найдешь. Иногда в совершенно невероятных, невозможных вещах ты находишь ключ к тому, чтобы что-то придумать для своего персонажа. Ну, допустим, у меня так было, когда я еще в институте репетировала отрывок «Красавец-мужчина», это по пьесе Островского. Я играла Зою Окоемову. В кино ее играла Марина Неелова. Я никак не могла понять, как же сыграть финальный монолог героини, каким ключом, грубо говоря, его открыть. И мой мастер мне посоветовала посмотреть фильм «Ночи Кабирии» Федерико Феллини. Казалось бы, там история совершенно про другое, но меня она так впечатлила и тронула, что стало понятно, как я могу сыграть этот монолог. Я очень благодарна Валентине Петровне Николаенко за эту подсказку.

Так и здесь — я написала биографию своей героини Олеси Вербы, вдохновившись «Друзьями», мне казалось что в ней есть что-то от Фиби… Поиск — это одна из самых чудесных вещей нашей профессии. 

— А кто ваш любимый персонаж из «Друзей» и почему?

Когда я была маленькая, мне, конечно же, нравилась героиня Дженнифер Энистон, потому что она такая прямо девчонка, и я сама себя тогда воспринимала именно девочкой-девочкой. Но чем старше я становилась, тем больше мне нравилась Фиби, из-за ее дурашливости, непосредственности.

— Каким был для вас этот театральный сезон, который вот-вот завершится? Как прошли показы ваших новых спектаклей? В новом сезоне планируете играть в театре, или сосредоточитесь на кино?

— Мы восстановили и выпустили спектакль «Жить, дышать, смеяться» по пьесе «Смит и Вессон» итальянского драматурга Барикко. Это жизнеутверждающая история про талантливых, но в чем-то неудачливых людей. Они объединяются благодаря одной молодой журналистке, которой в редакции ничего не доверяют, но она хочет писать и считает, что рождена для чего-то великого. Начальник отправляет ее на Ниагарский водопад, и она предлагает устроить переполох — прыгнуть с него, но так, чтобы остаться в живых. Шикарная, трогательная, смешная, глубокая пьеса, я искренне люблю ее, и люблю эту героиню. Я планирую играть в спектаклях и дальше, и я очень люблю театр, хоть и не служу в государственном театре. 

— Одним из минусов актерской профессии часто называют ее зависимость. Как вы справляетесь с этим минусом? Может быть, для вас это не минус? 

— Мне кажется, что я никогда профессию не воспринимала как стопроцентную зависимость. Есть такое расхожее мнение, что актер зависит от режиссера, от продюсера, от костюмера, но мне кажется, что здесь еще важно, насколько ты сам берешь на себя ответственность. Многие актеры говорят: «Вот, у меня нет съемок», но я в такие моменты думаю, а что я сделала для того, чтобы у меня была работа, чтобы у меня был классный проект, или была работа в театре, какие силы я приложила. И этот момент зависимости уходит на второй план. Да, есть такая позиция, что тебя вызывают на пробы, ты уходишь, нравишься-не нравишься, и тебя берут-не берут. Но сейчас, особенно сейчас, в мобильный век, ты можешь делать все, чтобы тебя заметили, чтобы проявиться. У меня был год назад челлендж — я решила каждую неделю на протяжении двух месяцев писать монологи и выкладывать в соцсеть. Это оказалось очень сложно. Во-первых, надо найти материал. Во-вторых, надо его выучить, разобрать, найти костюм, придумать образ. Но я решила не давать себе поблажек в этом смысле, В итоге, благодаря кастинг-директору Лизе Шмаковой, нашла классный монолог, «Актерская визитка» называется. Ее посмотрело невероятное количество человек, было какое-то безумное количество репостов. Мне стали писать и актеры, и режиссеры, позвали сразу на несколько кастингов. И это говорит о том, что каждый из нас делает выбор, как себя воспринимать в этой профессии — в стопроцентной зависимости или же понимать, что от тебя тоже очень многое зависит. Никто же тебя по рукам и ногам не держит, чтобы не сделать новое портфолио. 

— А что для вас в профессии самое ценное?

— Вот этот момент поиска — когда ты что-то ищешь, придумываешь… Актерство во многом прекрасно. Когда тебя утверждают — ты на седьмом небе, или когда тебе звонит режиссер, говорит: «Лен, насколько ты сейчас свободна и интересна ли тебе эта пьеса?», я испытываю эйфорию. 

Недавно у меня была ситуация — мне позвонил друг и попросил выручить: через четыре часа спектакль, нужно сделать срочный ввод. А у меня есть авантюрная черта в характере, я очень люблю такие ситуации. Я сидела на окрашивании, оно долгое, занимает 5−6 часов, и спросила у мастера, сколько надо, чтобы эти пряди, которые мы сейчас окрасили, пропитались. Оказалось, что хотя бы часик. Я говорю, что тогда на этом мы останавливаемся, и попросила друга прислать сценарий. Это был спектакль Владимира Владимировича Мирзоева, «Я убил царя», с огромным монологом. И пока я сидела на окрашивании, я его выучила, потом вышла на сцену, и, конечно, у меня все свело. Я поняла, какой это был стресс для меня, когда после спектакля села в машину. У меня так тряслись руки, я вообще не могла говорить, ничего не могла делать. Я поняла, что испытала невероятный стресс, и даже в моменте не осознавала этого. Но вот такой спонтанностью наша профессия тоже прекрасна.

— А как справляться с нестабильностью профессии, с тем, что актер может быть во всем хорош, но его просто не утверждают? Это обычная часть работы, или нужно время, чтобы приходить в себя после отказов?

— Отказы надо научиться воспринимать. Это нормальная история, особенно в нашей профессии. Ты не можешь нравиться всем. И самое главное, ты и не должен всем нравиться. Это неправильная установка. Вначале это может быть болезненно, но я вот никогда отказы близко к сердцу не воспринимала. Нет и нет, все, иду дальше, значит, это не мое. Я в этом смысле, может быть, немножко фаталист. Если очень долго рефлексировать на тему отказов, то, мне кажется, это может сильно дестабилизировать. Ты свои силы, свою энергию потратишь на разрушение себя, а все-таки наша профессия про созидание.

Как справляться с тем, что актер, может быть, хорош, но его просто не утверждают…? Ой, ну это спорно. Значит, что-то нехорошо. Мне кажется, здесь опять же надо брать ответственность на себя. Надо смотреть, анализировать: с кем я конкурирую, с кем я одного типажа, почему вот этого человека утверждают, а меня не утверждают, что во мне не так. Наверняка найдутся моменты, когда вы поймете, что вот здесь чуть-чуть не доработали. Понятно, что когда актер становится медийным, то все его недостатки становятся индивидуальностью. Но, все-таки, надо к себе быть, как мне кажется, строгим судьей. Тогда будет не страшно, когда тебя другие будут судить, потому что ты про себя и сам много всего понимаешь и знаешь. Например, я вот брюнетка сама по себе, и я снималась в этом образе, и в один момент хоп — и перестала сниматься. Я начала думать, какие роли я могла бы играть, и решила, что надо перекраситься, потому что меня часто видят легкой, воздушной, и как будто бы цвет волос блонд лучше для этого подходит. И действительно, очень скоро случилось первое утверждение на главную роль. Не надо бояться искать и меняться. В моей фильмографии есть сериал «Адаптация» для ТНТ, где я играла такую стервозную руководительницу «Газпрома». И был сериал на ТВЦ, где я играла убийцу. Очень интересно браться за такие роли, которые мне не свойственны, и я понимаю, что для этого надо приложить ряд усилий, чтобы меня в таком амплуа увидели. Так что, мне кажется, это немного лукавое утверждение  — актер всем хорош, а его не утверждают.

Фото на обложке: Екатерина Андреева

Читайте также:

Изучайте лучшие рестораны Москвы, Петербурга, Казани и Екатеринбурга в гиде GreatList.ru
Хочешь быть в курсе всех новостей NOW?
Обещаем не спамить!
Какой-то текст ошибки
Какой-то текст ошибки
Подписаться
Разработано в Deluxe Interactive