Рома Зверь. «Звери. История группы»
Роман Билык, более известный как Рома Зверь, — одна из ключевых фигур российской рок-сцены 2000-х годов. Хиты «Районы-кварталы» и «До скорой встречи» стали саундтреком поколения, а сама группа девять раз получала премию Муз-ТВ как «Лучшая рок-группа» — рекорд, который до сих пор не побит.
Новое издание автобиографии к 25-летию коллектива «Звери. История группы» представляет собой собрание текстов Романа и новой главы «С чистого листа». В ней подробно описаны первые шаги музыканта в Москве, его работа на стройке в Музее современного искусства Зураба Церетели, история создания главных песен, в том числе «Дожди-пистолеты». Издание дополнено архивными фотографиями. Отправиться в ностальгическое путешествие вместе с группой «Звери» можно с аудиоверсией, которая вышла в «Яндекс Книгах».
Наталия Хомякова. «Ништяк, браток! Антология шансона»
Русский шансон, долгое время считавшийся «песенным андеграундом», сегодня воспринимается как значимый российский культурный феномен. В книге культуролога и автора канала «Чифирнуть бы, ништяк!» Наталии Хомяковой этот жанр исследуется через 35 ключевых композиций. Книга подробно рассматривает эволюцию жанра: от «лагерной романтики» Михаила Круга и группы «Бутырка» до массового успеха Стаса Михайлова. Особое внимание уделено культурным мифам — образу Мурки, картежным мотивам или трансформации шансона в коммерческий поп. Иллюстрации в электронной версии и сопровождающие плейлисты в аудио делают текст не только аналитическим исследованием, но и своеобразным путеводителем по культурным кодам.
Лев Ганкин. «Хождение по звукам 2.0»
Музыкальный критик и радиоведущий Лев Ганкин написал 33 эссе — число, отсылающее к количеству оборотов виниловой пластинки за одну минуту. Здесь представлены истории The Beatles, Донны Саммер, Pulp, Twenty One Pilots, Билли Айлиш и других исполнителей, чье творчество отражает важнейшие этапы развития массовой музыки.
Ганкин стремится рассматривать музыку не изолированно, а в ее социальном и культурном контексте. Его подход заключается в том, чтобы за каждой песней увидеть личную судьбу и исторический момент. Это делает книгу не только справочником по музыкальным именам, но и интеллектуальным путешествием по культурным ландшафтам последних десятилетий. Озвучил аудиокнигу сам автор.
Келефа Санне. «Крупные формы»
Американский критик Келефа Санне предлагает в своей книге рассматривать историю популярной музыки через семь жанров — рок, панк, хип-хоп, R&B, кантри, танцевальную музыку и поп.
Особое внимание уделено тому, как музыка стала не только эстетическим, но и экономическим явлением. Хип-хоп к 2010-м годам обогнал рок по популярности в США, кантри продолжает оставаться символом «малой Америки», а танцевальная культура рейвов сформировала новую модель молодежных сообществ. Книга выделяется уважительным отношением к самым разным явлениям: от hair metal до андеграундного хип-хопа. Не случайно «Крупные формы» вошли в списки лучших книг года по версиям Pitchfork, San Francisco Chronicle и Chicago Tribune.
Бритни Спирс. «The Woman in Me»
Автобиография Бритни Спирс — одно из самых заметных книжных событий последних лет. Певица, чья карьера началась с альбома …Baby One More Time, проданного тиражом более 30 млн копий, рассказывает о жизни под постоянным вниманием прессы и индустрии. В книге описаны ключевые эпизоды: ранние отношения с Джастином Тимберлейком, кризис 2007 года, когда она публично сбрила волосы, и многолетняя опека отца, ограничившего ее права.
Особую роль занимают события 2021 года, когда движение #FreeBritney помогло певице добиться свободы и самой распоряжаться своей жизнью и карьерой. Написанная простым языком, книга позволяет увидеть за медийным образом человека, который прошел через испытания известностью и смог сохранить право на собственный голос. «The Woman in Me» — это не только свидетельство о жизни поп-звезды, но и важный документ эпохи, в которой общество научилось слышать женские истории.
Читайте также: