Новое фэнтези российских авторов: от магии до триллера

Современные авторы переосмысливают жанр фэнтези и вписывают его в исторический детектив, городскую мистику, хоррор, социальную фантастику и даже документальный нарратив. Собрали шесть новых фэнтези-книг с проработанными мирами и впечатляющими сюжетами

Александра Яковлева — «Дочери Колыбели»

Это книжный сериал, где каждая серия длится не больше 40 минут и заканчивается клиффхэнгером. В центре сюжета — три сестры-наузницы, девушки, обладающие особой магической способностью влиять на реальность при помощи плетения нитей. Сюжет выстроен вокруг Яры — одной из трех сестер, которая лишена сверхспособности и попала в опасное расследование. Особое внимание заслуживает аудиоформат: роли в сериале озвучили профессиональные актрисы дубляжа, среди которых — Варвара Чабан (главная героиня «Субстанции»), Наталия Терешкова (Рейнира Таргариен в «Доме Дракона»), Элиза Мартиросова (голос Эль Фаннинг и Ани Тейлор-Джой), а также другие опытные исполнители. Сериал можно читать или слушать в «Яндекс Книгах».

Виктор Дашкевич — «Граф Аверин. Колдун Российской империи»

Проект Виктора Дашкевича представляет собой пример альтернативной исторической прозы с элементами магического детектива. Действие романа происходит в условной России, где Гражданская война завершилась победой белой армии, столицей стал Омск, а император Александр V правит государством, в котором магия встроена в силовые структуры.

Главный герой — граф Гермес Аверин, практикующий колдун и частный сыщик. Он расследует убийство молодого дворянина, к которому, предположительно, причастны дивы — опасные существа из параллельного измерения. Сам Аверин связан с одним из них: его див Кузя принимает облик кота и одновременно выполняет функцию спутника, охранника и напарника. 

Шамиль Идиатуллин — «Смех лисы»

Роман начинается как ностальгическая фантастика про подростков, а заканчивается динамическим детективным триллером, в котором загадочный призрак что-то ищет в запретной зоне под странный смех лисы… Действие романа начинается летом 1987 года в небольшом поселке на Дальнем Востоке. Двенадцатилетний школьник Сережа случайно находит в лесу табличку с надписью «Запретная зона» и обломки самолета. После этого в поселке начинают происходить странные вещи: умирают животные, люди заболевают, появляются признаки эпидемии. Сережа и его друг Сева оказываются втянуты в секретный биологический проект.

Несмотря на фантастическую фабулу, книга работает как реалистический роман о позднесоветской жизни: автор точно воспроизводит язык, бытовую среду и настроение эпохи. 

Саша Степанова — «Город вторых душ»

Книжный сериал Саши Степановой — темное городское фэнтези с элементами детектива, вдохновленный легендами и реальными криминальными историями Нижнего Новгорода. Например, в сюжете попадаются отсылки к крушению парома на Волге в 1949 году и истории «кукольника» Анатолия Москвина. Главный герой книги — фотограф Север, который делит тело с другой душой по имени Северьян. Такие люди с одним телом на двоих называются двоедушники, известные из славянской мифологии. Пока один из них фотографирует дневные улицы, другой по ночам охотится на мертвых и борется с «есми» — духами, не покинувшими мир живых. У Нижнего Новгорода тоже две ипостаси: привычная — та, что видна днем, и «изнанка» — доступная только вторым душам. Аудиоверсию сериала озвучила сама автор.

Андрей Подшибякин — «Голодный мир»

Сборник «Голодный мир» объединяет пять повестей, в которых повседневность постепенно оборачивается источником угрозы. В «Хозяйской комнате» речь идет о съемной квартире, в которой запертая дверь ведет в иную реальность. «ЗОЖ» показывает, как культ здоровья превращается в систему подчинения. В «Ударнике социалистического труда» главный герой — пенсионер с идеологическим прошлым — сталкивается с собственной чудовищной природой. «Афганец» возвращает ветерана в мир, к которому он более не принадлежит, а в «Некросети» цифровая платформа становится средством контакта с мертвыми.

Подшибякин показывает, как напряжение и страх рождаются из бытовых деталей. В каждой повести зло обретает конкретную форму, но не теряет абстрактного измерения — это может быть неконтролируемая зависимость от контроля, эмоциональная изоляция, невозможность выхода из травматического опыта, или незаметное стирание границы между живыми и мертвыми.

Юрий Сапрыкин — «История российского фэнтези»

Документальный аудиосериал Яндекс Книг, в котором объясняется, почему фэнтези разных жанров так популярно в России. Это одно из первых исследований фэнтези в России: от первых книг Толкина в СССР с Леоновым на обложке до средневекового и славянского фэнтези («Волкодав» Марии Семеновой), культовой городской мистики («Ночной дозор» Сергея Лукьяненко) и современных экранизаций («Этерна» по книгам Веры Камши).

В проекте принимают участие писатели, критики и культурологи. Особое внимание уделяется взаимодействию фэнтези с социальной реальностью: как жанр отражает идеологические трансформации, культурные маркеры и запрос на вымысел в эпоху неопределенности.

Читайте также:

Изучайте лучшие рестораны Москвы, Петербурга, Казани и Екатеринбурга в гиде GreatList.ru
Наш новый проект — международный гид по лучшим ресторанам GreatList.
Изучить
Хочешь быть в курсе всех новостей NOW?
Обещаем не спамить!
Какой-то текст ошибки
Какой-то текст ошибки
Подписаться
Разработано в Deluxe Interactive