Современное искусство — это экосистема: интервью с продюсером Чувашской биеннале Юлией Константиновой

Редакция NOW поговорила с продюсером Чувашской биеннале Юлией Константиновой — о новой теме «Дом о семи крыльях», важности художественного языка, сотрудничестве с локальным бизнесом и смысле биеннале для региона

II Чувашская биеннале современного искусства стартует 19 июля и охватит сразу четыре площадки в Чебоксарах. Более 50 художников из разных регионов России представят проекты в самых разных медиа: от видеоарта и инсталляций до вышивки, скульптуры, керамики и сайт-специфик объектов. Среди участников — Оля Махно, Константин Росляков, Маргарита Хатмуллина, Ксения Сидорова и другие. Каждый из них по-своему переосмысляет тему «Дом о семи крыльях», затрагивая вопросы памяти, родства, идентичности и миграции. В интервью NOW продюсер биеннале Юлия Константинова рассказывает, как изменилась команда с 2022 года, зачем современное искусство нужно традиционной культуре, и почему эффект биеннале способен менять идентичность целого города.

— В 2022 году вы провели первую Чувашскую биеннале. Что изменилось за эти три года — в масштабе, смысле, атмосфере?

— С точки зрения присутствия в городе площадок биеннале стало больше, теперь их четыре. Мы работаем с большим количеством художников, а сами проекты представлены в разных медиа. И, конечно, мы чувствуем поддержку со стороны партнеров и вовлекаемся в разного рода сотворчество с местными компаниями.

— Как вы лично ощущаете разницу между первой и второй биеннале?

— Я ощущаю, что некоторые процессы стали проще и быстрее, стало легче объяснять людям, что такое биеннале, по крайней мере, потому что у нас уже есть пример проведения первого выпуска.

Важно, что наша команда стала намного профессиональнее, и основной состав собрался намного раньше, чем во время первой биеннале. Особенно ценно, что часть команды сохранилась с первого выпуска, и, если бы мы были постоянно работающей институцией или некой компанией, уверена, что именно эти люди сформировали бы ДНК бренда.

— Тема «Дом о семи крыльях» звучит почти как поэма. Что для вас — «дом» в контексте этого проекта?

— Для меня Чебоксары — это и есть дом.

— Вы часто говорите о личном и коллективном опыте. Где граница между ними?

— Это сложный вопрос. На мой взгляд, осознание коллективного опыта происходит в ретроспективе, через некий промежуток времени и часто репрезентируется через призму исторических событий. 

Личный опыт может быть осознаваем уже сегодня и сейчас. Он более чувственный, основывается на наших личных ощущениях.

— Вы собрали более 50 художников. Как выстроена кураторская оптика этого отбора?

Наверное, это вопрос больше к куратору, поскольку именно на ее (Иры Конюховой) мнение мы ориентировались во время отбора художников второй биеннале. При этом мы были солидарны в желании видеть сложносочиненные, тонкие проекты, небуквально воспринимающие тему дома.

Поли Марко: серия текстильных полотен «Приданое»

— Что для вас важнее — художественный язык или то, как человек работает с идентичностью?

— Прежде всего мы развиваем систему искусства в регионе. И для нас намного важнее художественный язык, с которым работает автор, поскольку форма и концепция первичны по отношению к тем вопросам, с которыми художник работает при создании своих проектов.

Но это не исключает того, что язык художника может быть сконцентрирован на вопросах национальной идентичности. И особенно ценно, когда такие высказывания оказываются искренними и цельными и проистекают из художественного интереса автора.

— Биеннале проходит в драматическом театре имени Константина Иванова. Почему именно это пространство стало «домом» проекта?

— Это сложилось само собой, и мы очень благодарны театру за что, они нас пригласили в свое пространство. 

В проектах, подобных нашему, особенно важно, чтобы движение происходило с обеих сторон. Еще мне кажется правильным, что мы не мешаем работе театра, поскольку во время биеннале театр уходит в отпуск.

Если говорить про смысловые блоки, то, конечно, особенно ценно, что театр в 20-е годы XX века стал центром для формирования нового языка в чувашской культуре.

Александра Кочеткова: эпизод видеоарта it would tunnel

— В этом году в биеннале много работ, которые выходят за границы искусства в привычном понимании: вышивки, трельяжи, регионализмы. Это манифест локального?

Я не вижу в этом конкретный манифест. Я вижу, что мы показываем те проекты, которые резонирует с темой проекта и которые кажутся нам важными с точки зрения художественных практик.

— Как вы понимаете сегодня «современное искусство» в республике, где есть сильный пласт традиционного?

— Я представляю, что современное искусство является важным инструментом, в том числе для поддержания традиционного. Как экосистема, любая художественная среда подпитывает друг друга. 

И в моей картине мира эти два способа выразительности не должны противопоставляться друг другу, а могут учиться новым методам и взаимообогащаться.

Оля Махно: Intermezzo (Фото: Максим Ковтун)

— Биеннале — это всегда и про искусство, и про инфраструктуру. С какими вызовами вы столкнулись как продюсер и организатор? Что оказалось сложнее всего: логистика, бюджеты, сопротивление среды?

Если говорить про инфраструктуру, было очень приятно, когда мы довольно быстро нашли общий язык с индустрией гостеприимства — это и отели, и кафе, и всевозможные локальные бренды. 

Поскольку одна из задач биеннале, в том числе, презентовать регион для внешней аудитории, нам, конечно, важно создавать свои маршруты и формировать систему лояльности. 

В кафе и ресторанах во время биеннале можно будет найти спешлы, вдохновленные темой биеннале, в гостиницах будут скидки по промокодам, а также мы планируем ряд коллабораций с местными брендами.

— Как биеннале влияет на самоощущение города и региона? Вы чувствуете, что она может менять идентичность Чебоксар, даже временно?

— Безусловно, мы обсуждали, что есть некий эффект биеннале, который чувствуется несмотря на временные пробелы между двумя выпусками. 

Я ранее говорила, что в регионе должен быть культурный центр или центр современного искусства. Но, возможно, этот эффект заключается в том числе в том, что нет отдельной институции, которая занималась бы  развитием современных художественных практик, нет условной монополии. 

Этот фактор отсутствия дает некую свободу для появления всевозможных независимых проектов.

— Что лично вас вдохновляет двигаться дальше в этом проекте?

— Люди и наши команда.

Читайте также:

Изучайте лучшие рестораны Москвы, Петербурга, Казани и Екатеринбурга в гиде GreatList.ru
Наш новый проект — международный гид по лучшим ресторанам GreatList.
Изучить
Хочешь быть в курсе всех новостей NOW?
Обещаем не спамить!
Какой-то текст ошибки
Какой-то текст ошибки
Подписаться
Разработано в Deluxe Interactive