«Песнь любви. Песнь скорби»: «Книга Проповедника» и «Песнь песней» в версии Полины Кардымон
Первая же сентябрьская премьера театра «Шалом» обещает быть знаковой: 14 и 15 сентября посмотрим интерпретацию сюжетов Соломона молодыми представителями современного театрального искусства. Участник Венецианской биеннале-2022, поэт и драматург Егор Зайцев отвечает за переложение библейских текстов «Книга Проповедника» и «Песни песней» специально для театра. Видом подмостков и оригинальными костюмами занимается лауреат «Золотой Маски», выпускница мастерской Э.С. Кочергина художница Анастасия Юдина, саунд-дизайнером выступил Владимир Бочаров, сооснователь арт-группы «Просо», проекты которой номинировались на «Золотую Маску», а хореографом-постановщиком — Никита Петров, специализирующийся на пластике японского танца Буто, в котором акцент делается на способе движения, а не на форме.
Режиссером новаторского спектакля на стыке перформанса и драмы выступает лауреат «Золотой Маски» в номинации «Эксперимент» Полина Кардымон. Она уже успела проявить себя и как театральный режиссер, и как художница, и как куратор самых разных арт-проектов (фестиваль «Особый взгляд», проект «ХАОС» и др.), в некоторых из которых участвовала и как перформер. За ее плечами Новосибирский государственный театральный институт, а из самых ярких работ в качестве режиссера — спектакли-номинанты «Золотой Маски» «[Сыра земля] Коромысли. Глава 2», «ДЕТСТВО. Коромысли. Глава 3», play-book спектакль «Общее место», а также «др хрмс» для «Детского Архстояния» и «Все страхи Го» на фестиваль «Гоголь. Видимый-невидимый» (также вместе с Егором Зайцевым).
«Разбойники»: Шиллер как современная криминальная драма глазами Марка Вдовина
В этом году Московский драматический театр им. Н. В. Гоголя откроет юбилейный 100-ый сезон, первой премьерой которого станет сентябрьская «криминальная драма» по Шиллеру. В версии Марка Вдовина, выпускника ГИТИСа (курс П. О. Хомского, С. А. Голомазова), это весьма современная история, где есть место и ошибкам молодости и горячности, и известным вопросам «отцов и детей» (в частности, одновременного поиска одобрения старших и собственного пути).
Молодой режиссер придает героем, кажется, даже больше психологизма и драмы, чем мог себе представить сам Шиллер. От этого постановка звучит особенно остро и актуально. Любители театра могут знать Марка Вдовина по множеству актерских работ и по режиссуре спектакля «Песнь слона», который с успехом идет в театре Моссовета. А теперь вот и театр Гоголя в честь важного для себя праздника решил показать «не просто историю о преступлении и наказании, а глубокое исследование человеческой души».
«Как Фауст ослеп»: Сергей Тонышев по-своему вчитывается в Гете
«Сатирикон» никогда не боялся делать самые дерзкие версии знаменитых произведений, но этот сезон театр откроет почти лиричным спектаклем. Сергей Тонышев называет свою версию «своеобразной операцией над душой», своей задачей он видел показать Фауста-человека, обычного доктора, терзаемого свойственными всем нам вопросами бытия. Перевод взят классический — Бориса Пастернака, и с 6 сентября сценическую редакцию театра на сцене Дворца на Яузе.
Сергей Тонышев — выпускник режиссерского факультета мастерской С. В. Женовача в ГИТИСе, в этом году ему 30, ставил спектакли в МХТ им. А. П. Чехова, Театре Российской Армии, «Современнике», Театре Маяковского, РАМТе, а также работал с театрами в качестве хореографа. Его спектакль «Илаяли» по роману Кнута Гамсуна «Голод» для Высшей школы сценических искусств в 2022 году стал обладателем Гран-при фестиваля «Твой шанс», а в 2023 году «Сноб» назвал работу Сергея «Чагин» по роману Е. Водолазкина для «Современника» лидером собственного рейтинга.
«Маленькие трагедии»: спектакль по Пушкину в год юбилея Пушкина в театре Пушкина от Филиппа Гуревича
У Театра им. А. С. Пушкина в этом году юбилей на юбилее: и 225 лет со дня рождения великого поэта, и 75-ый сезон. Открыть его решили 25 сентября постановкой Филиппа Гуревича, выпускника театрального училища имени Щепкина и режиссерского отделения Российского института театрального искусства, по «Маленьким трагедиям» А. С. Пушкина.
Автор спектаклей для «Школы современной пьесы», МХТ им. Чехова, Театра им. Ермоловой, «Гоголь-центра», «Современника» и РАМТ и неоднократный номинант «Золотой Маски» нередко переносит события классических произведений в современность. Пушкинские театральные новеллы не стали исключением. Четыре лаконичные истории перекочевали в наши дни, чтобы мы в очередной раз задумались о том, стоит ли поддаваться на искушения страсти, можно ли изменить свою судьбу и какое место каждый отдельный человек занимает в истории мироздания. В версии Гуревича Пушкин прозвучит весьма злободневно и действительно трагично, как того требует название.
«Утиная охота»: театральная классика в видении Аскара Галимова
Имя Александра Вампилова — уже своего рода театральный и кинематографический бренд. Его «Утиная охота», «Старший сын» и «Провинциальные анекдоты» всегда пользуются успехом из-за их скрытого драматизма и надрыва. В этом смысла Аскар Галимов выбрал для первой премьеры Театра им. Вахтангова в новом сезоне (27, 30 сентября в Камерном зале Симоновской сцены) беспроигрышный вариант.
Молодой режиссер, выпускник ГИТИСа (мастерская Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова), автор лучшего, по версии «Московского комсомольца», дипломного спектакля прошлого года, пригласит к себе в постановку Максима Севриновского, Полину Чернышову, Наталью Масич и других звезд современной сцены. А поскольку Аскар заканчивал еще и Институт психологии и образования Казанского федерального университета по специальностям «Социальный педагог-психолог» и «Психолог-виктимолог», от его видения вампиловской драмы можно ожидать действительно пиковых эмоций.
Читайте также: