«Это задача со звездочкой. А такое мы любим»: интервью с командой newnow

Редакция NOW поговорила с командой newnow о кроссдисциплинарных проектах в области современного искусства и о том, как внедрять их в повседневную жизнь

Недавно команда newnow (Марго Макарова и Уля Савич), создающая и курирующая выставочные и кроссдициплинарные проекты в области современного искусства, отпраздновала день рождения — им исполнилось три года! Команда экспериментирует с формами художественных высказываний, часто выходя за пределы выставочного формата, и специализируется на проектах, интегрирующие современное искусство в обыденную жизнь.

Среди их проектов: номер 404 — интервенция в жилое пространство номера отеля Marco Polo; Маркет на пятаке — кроссдисциплинарный проект и социальная лаборатория в рамках Выкса-фестиваля’23; Однокоренные — кураторский проект на ярмарке Cosmoscow’23; серийный аукцион молодого современного искусства: ликвидация ценностей, ликвидация.21, ликвидация норм, ликвидация.game; ярмарка современного искусства |catalog| — дизайн, концепт, art direction.

Редакция NOW поговорила с Марго и Улей об их проектах, о том, как внедрять искусство в повседневную жизнь, работать с молодыми авторами и о том, какие вызовы стоят перед командой в будущем.

— С чего началась история newnow? Что вас вдохновило на создание этой команды и чем вы особенно гордитесь за прошедшие три года?

— История newnow не имела планов. Не мы создавали историю, а история и события создавали newnow. Команда сложилась опытным путем в процессе работы над одним из групповых проектов. «Ликвидация ценностей» – первый аукцион молодого искусства, который представлял собой художественное высказывание и социальный эксперимент. Он был создан несколькими самостоятельными художниками, которые не стремились к курированию, продюсированию или арт-дирекшну проектов в области современного искусства. Но реализовав первый совместный проект, мы поняли, что художественное высказывание может выходить за пределы одного индивидуального проекта. 

Сейчас мы можем гордиться тем, что аукцион был нашей стартовой точкой, но мы на нем не остановились. Его формат сохранился: мы поднимаем актуальные социально-этические вопросы, рассматриваем их с разных сторон через размышления разных художников, создаем поле для диалога через режиссуру проекта и предаукционные выставки и ликвидируем, чтобы начать сначала. За три года мы реализовали четыре аукциона молодого искусства в серии ликвидация, но это далеко не все. Мы создавали выставки в разных форматах на разных площадках, сотрудничая с большим количеством художников и другими институциями. Мы пробуем новые формы коммуникации со зрителем через самые разные медиумы. Мы создаем кросс-дисциплинарные проекты, интегрируя искусство в другие сферы жизни человека: в сотрудничестве с музыкальной группой, девелоперами, нишевыми брендами, различными сферами услуг и гостеприимства. Мы определили большой потенциал и свой огромный интерес в работе на стыке дисциплин и сформировали новое для себя направление. Одним из важных таких проектов для нас стала ярмарка современного искусства |catalog|, где newnow реализует арт-дирекшн, формируя смыслы и визуальный образ. 

 Как выстроить успешное сотрудничество с галереями и культурными институциями? Какие аспекты вы считаете наиболее важными для плодотворного партнерства?

— Навряд ли мы можем поделиться секретной формулой успешного успеха, и сотрудничество с различными институциями никогда не было самоцелью. Мы всегда сохраняли единый принцип для всех проектов, независимо от локации и формы реализации – это целостное художественное высказывание, которое может включать в себя других авторов и разворачиваться на самых разных площадках. Постепенно к нам стали проявлять доверие галереи и другие институции, понимая, что мы не конкуренты, а соратники. А другие деятели в области современного искусства – кураторы и продюсеры в культуре – стали проявлять интерес к диалогу и новым форматам в совместных проектах. Мы искренне верим в силу сотрудничества и всяческих коллабораций. Они расширяют угол зрения и расшатывают психику. Но сокураторство и включение в сторонний проект — это задача со звездочкой. А такое мы любим.

Плодотворное партнерство заключается в доверии и балансе. У нас не очень хорошо получается следовать за чужими интересами, поэтому мы не включаемся в реализацию чужих проектов. Мы так просто не умеем. Наша сила в собственной интерпретации, собственных взглядах и понимании контекста. Но и своя игра на чужой территории также не принесет результатов. Самое сложное и самое интересное в коллаборациях — это интеграция ценностей и осмысление задач проекта через собственный художественный опыт.

Проекты и их реализация:

Номер 404 — интервенция в жилое пространство номера отеля Marco Polo.

 Как возникла идея превратить номер отеля в арт-пространство? Какие главные вызовы вы столкнулись при реализации этого проекта?

— Marco Polo —  первый в России popup & upcycle-отель, своего рода перепридуманный командой MOSS Hospitality в 2022 году и ставший примером создания проекта достойного уровня из сильно устаревшего номерного фонда и общественных зон. Этот подход очень близок newnow, что стало поводом для крепкой дружбы и плодотворного сотрудничества. 

Идея авторского номера, как и в большинстве случаев в нашей практике, продиктована местом. Во время короткой экскурсии, нам показывали уже реализованные в отеле проекты и номера, сохранившие свою идентичность. Цифра на табличке номера 404 сказала все сам за себя. Он был выведен из эксплуатации, но мы не смогли пройти мимо. Википедия говорит, что ошибка 404 (not found) – стандартный код ответа HTTP о том, что клиент был в состоянии общаться с сервером, но сервер не может найти данные согласно запросу. Ошибка 404 означает, что запрашиваемый ресурс может быть доступен в будущем, что однако не гарантирует наличие прежнего содержания. newnow, в свою очередь, предполагает, что 404 – это не ошибка, а новый опыт.

Номер 404 — выставка-интервенция в жилое пространство, которое формируется из объектов современного искусства. Зрителю предлагается прожить новый опыт в номере отеля, на первый взгляд ничем особенным не выделяющемся и объединяющем работы 13 художников.

Уникальность проекта и является его сложностью – мы не знаем постояльцев, мы не можем их сопровождать и отвечать на возникшие вопросы, мы не можем обратить его внимание на важные детали. Зритель здесь предоставлен сам себе. У него есть книга гостя, помогающая разобраться с представленными условиями и отвечающая на все вопросы, но мы не можем настаивать на ее прочтении. Кстати, номер доступен для проживания до закрытия Marco Polo by MOSS Hospitality в конце этого года, и мы рекомендуем обратить на него внимание. 

Маркет на пятаке — кроссдисциплинарный проект и социальная лаборатория.

 Расскажите о концепции и целях «Маркет на пятаке». Как эта социальная лаборатория повлияла на местное сообщество в рамках «Выкса-фестиваля»?

«Выкса-фестиваль» случился с нами по старой доброй традиции – как снег на голову. Катя Бочавар, будучи арт-директором фестиваля 2023 года, пригласила нас курировать маркет. Мы согласились, не думая. Мы – художники в области современного искусства, поэтому под нашим руководством, маркет на пятаке, знаковом месте для выксунцев, не мог остаться ярмаркой локального мастерства. Маркет на пятаке — это не развал и не привоз. Это место встречи и обмена опытом более 50 участников, среди которых и выксунские мастера и приглашенные производители, ремесленники, творческие студии, инклюзивные мастерские и благотворительные фонды и создали почву для нового диалога, который дал возможность прорастать новым связям.

Серийный аукцион молодого современного искусства.

— Расскажите о концепции аукциона «ликвидация ценностей» и его последующих итерациях. Как вы выбираете работы для участия в аукционе?

«ликвидация ценностей» — аукцион как форма художественного высказывания, в рамках которого зрителю были заданы вопросы: есть ли цена у ценности, сколько стоит время или память, что дороже – познание или природа, сколько человек готов заплатить за жизнь? Это форма социального эксперимента, реализованная в 2021 году, которая определила магистральную линию проектов команды newnow. 

В конце 2021 года мы организовали второй аукцион – «ликвидация.21», представив условный портрет года. В календарную сетку мы поместили размышления над вопросами и проблемами, с которыми столкнулись художники сами и общество в целом в 2021 году, а аукцион стал символом обнуления и переходом в новый год. 

Успешно ликвидировав 21, мы столкнулись с непониманием, о чем говорить в 2022, что натолкнуло нас на изучение самого понятия «норма». «ликвидация норм» – это размышления художников о нормах нормальности и нормальности норм, которые были интегрированы в город. Предаукционная выставка была представлена в формате прогулки по разным локациям города и представлена в простанствах разного назначения: шоуруме бренда одежды Ushatava, ювелирном магазине Avgvst, магазине PIE optics, парикмахерской Mute, книжном магазине издательства Поляндрия и Lobby Moscow. Здесь зрителем мог стать любой прохожий, которого в локациях сопровождал «норм-бот» и специально разработанный маршрут на «Яндекс.Картах».

В 2024 году мы представили большой проект, включающий в себя множество форм взаимодействия со зрителем – «ликвидация.game». Совместно с командой «Главный экспонат» мы провели командную интеллектуальную игру, через которую зритель мог познакомиться с участниками и лотами предстоящего аукциона. Сейчас самое время задуматься о том, что еще не ликвидировано, а пора бы.

— Какие критерии вы используете при выборе молодых авторов для своих проектов? Как вы поддерживаете и развиваете их творчество?

При отборе художников в наши проекты критерий один – целостная работа, помогающая раскрыть вопросы, поднятые в проекте. Будь то молодой художник или опытный, с сильным CV или начинающий, для нас каждое рассматриваемое произведение – это звено целой цепи. Мы можем не взять в проект художника, которого нежно любим и практику которого ценим, если его идея не работает в рамках нашего высказывания. Это мнение сугубо личное и никак не дискредитирует самого художника, не имеет отношения к его работе. Кураторство – это авторство и собственное видение. Но есть и табу. Если у нас с художником не складывается общение, возникает дискомфорт в коммуникации, то мы не продолжим сотрудничество, насколько бы сильно его работа ни раскрывала наши идеи. Снова про баланс.

— Какие художники или произведения искусства вас лично вдохновляют? Как они влияют на вашу работу и проекты?

Искусство вдохновляет в принципе. Современное и актуальное, классическое и фундаментальное, визуальное и аудиальное – вдохновляет все, что нас окружает. Но независимо от симпатий к конкретным артистам и отдельным проектам, мы относимся к фанатам целостных кураторских проектов, проектов-высказываний, проектов-заявлений, групповых или соло, даже выставки одной работы. Наша профдеформация – пусть будет так.

— Какие советы вы бы дали молодым художникам, стремящимся найти свое место в мире современного искусства?

За три года у нас накопилось рекомендаций на целую методичку. На этом опыте учились мы сами, определяя для себя необходимый минимум профессиональных навыков коммуникаций для комфортного сотрудничества с организаторами проектов. В a—s—t—r—a gallery сейчас проходит выставка пятого выпуска ежегодного проекта a—s—t—r—a open. В текущем проекте команда newnow выступила приглашенным куратором. Вместе с командой галереи мы получили и обработали 800 откликов от художников с самым разным профессиональным опытом. В процессе отбора мы фиксировали для себя ряд проблем от заполнения заявок с пакетом запрашиваемых документов, формированием своего портфолио и позиционирования до элементарного знакомства с условиями open call и грамотной коммуникации с командой галереи. На выставке мы представили зин – условное исследование понятия artist statement на реальных примерах, а вместе с основателем галереи Алиной Крюковой, планируем вывести ряд проблематичных тем в поле для обсуждения.

Коллеги-художники, давайте будем внимательнее и уважительнее друг к другу, профессиональная деятельность в сфере искусства подразумевает грамотное сопровождение своего творчества. Целостность проекта и готовность к сотрудничеству с институциями не ограничивается практическими навыками. С наилучшими пожеланиями, newnow.

— Какие новые проекты вы планируете запустить в ближайшее время? Что будет их главной темой и целью?

Ох, такой простой вопрос и такой сложный в жизни. Запуская несколько сложных проектов весной, мы сошлись во мнении, что наше целевое направление на ближайшее будущее – персональная выставка двух художников, авторов newnow — Марго Макаровой и Ули Савич. Договорились не брать новых проектов во имя индивидуальной художественной практики, но… авантюризм в этой команде пока побеждает равновесие. Мы снова обнаружили себя в новых проектах, от которых просто не могли отказаться! Пока не можем раскрывать все карты, но осень точно обещает быть жаркой. В планах несколько партнерских проектов на Cosmoscow, новые выпуски ярмарки |catalog| и кое-что масштабное и кросс-дисциплинарное, что мы будем анонсировать, как только будет конкретика. Персональная выставка снова немного откладывается. И никак не можем обещать даже себе, что не появится что-то новое, внезапное. Как снег на голову, разумеется! На связи здесь и сейчас, newnow.

Читайте также:

Изучайте лучшие рестораны Москвы, Петербурга, Казани и Екатеринбурга в гиде GreatList.ru
Хочешь быть в курсе всех новостей NOW?
Обещаем не спамить!
Какой-то текст ошибки
Какой-то текст ошибки
Подписаться
Разработано в Deluxe Interactive