Согласно опросу «Анкетолога», 50% россиян смотрит короткие вертикальные ролики в соцсетях. Такой формат контента стал неотъемлемой частью нашей жизни: он помогает быстро получить информацию, развлечься и расслабиться, а крупные компании уже давно используют видео для рекламы своих продуктов. При этом в обществе есть определенные стереотипы относительно такого контента. Рассказываем, почему короткие ролики полезны, а самое главное, как их продуктивно использовать.
Почему мы так полюбили короткие видео
Короткие видеоролики стали популярными благодаря своей способности быстро и эффективно доносить информацию или развлекать зрителя. Наша любовь к короткому формату базируется на нейропсихологических особенностях человека: такой контент легко усваивается, не требует глубокого погружения и анализа. Короткий контент экономит ресурсы мозга, что особенно актуально в условиях переизбытка информации, когда человеку сложно сосредоточиться на чем-то одном. Кроме этого, вертикальные ролики удобны для просмотра на мобильных устройствах и ими легко делиться в социальных сетях.
Качества видеороликов, которые привели к буму короткого контента:
- Доступность: с развитием технологий стало проще создавать и распространять ролики. Это привело к тому, что все больше людей начали снимать такие видео;
- Легкость съемки: теперь локальным селебрити может стать каждый, вне зависимости от интересов и опыта в блогинге. Чтобы создать вертикальный ролик, нужны только смартфон и креативная идея. А если хочется снять клип, но вдохновения нет, то можно воспользоваться уже существующими трендами;
- Широкая география: умные системы рекомендаций способны предлагать пользователям контент из самых отдаленных уголков России. Самая быстро развивающаяся платформа коротких видео в стране — это «VK Клипы». Для того, чтобы снимать в ней контент и стать популярным, не обязательно находиться в мегаполисе, «залететь» у аудитории может любой ролик;
- Удобство потребления: в современном ритме жизни у людей мало времени на развлечения. А ролик длительностью 15-30 секунд можно посмотреть в очереди или в ожидании транспорта — и за это время получить позитивные эмоции и узнать что-то интересное;
- Вирусный эффект: благодаря кликбейтным превью и большому количеству информации за несколько секунд короткие видео часто становятся вирусными, что приводит к их быстрому распространению в интернете. Кроме того, 90% пользователей досматривают такие ролики. Это создает дополнительный интерес к формату и стимулирует создание новых видео;
- Разнообразие контента: короткие ролики охватывают широкий спектр тем и жанров — от обучающих и информационных до развлекательных и юмористических. Это позволяет каждому найти что-то интересное для себя.
Короткие видео популярны не только благодаря высокотехнологичным и комфортным платформам. Прежде всего, они отвечают на запросы пользователей. Поэтому самое время разобраться, как пользоваться ими продуктивно.
Чем полезны короткие видео
Эмоциональная регуляция
Многие короткие ролики содержат элементы неожиданности или юмора, позволяя пользователю получать радость от каждого просмотра. Именно поэтому наш мозг «подсаживается» на них: он знает, что позитивные эмоции гарантированы. При этом с тем же юмором можно подавать и образовательный контент: тогда потребность мозга во «вкусном онлайн-фастфуде» можно будет закрыть не только шутками, но и полезной информацией.
Дофамин — это нейромедиатор предвкушения удовольствия. В книге «Цифровая дисциплина» автор Шими Канг утверждает, что больше всего удовольствия мы испытываем, когда рука тянется к телефону, чтобы посмотреть новую порцию коротких роликов. На этом чувстве предвкушения драйва можно «обмануть» мозг и вместо развлекательных роликов с будничным сюжетом посмотреть тот образовательный контент, который нам нужен. Для этого нужно заранее подписаться на тех блогеров, которые создают соответствующий контент.
Также нередко короткие ролики содержат элемент драмы: за 30 секунд видео может вызвать у пользователей страх, волнение или радость. Если с радостью все понятно, то зачем смотреть видео, вызывающие грусть или страх? Давно известно, что чтобы освободиться от эмоций, их надо прожить, выпустить, и в таких случаях на помощь приходит видеоконтент. За несколько минут просмотра ленты клипов человек может прожить сразу несколько состояний и выпустить на волю эмоции, которые накопились внутри.
Наконец, просмотр коротких видео может быть социальным опытом. Мы можем ощутить сопричастность: разделить с другими людьми то, что их волнует, и поделиться своими эмоциями. И это может быть не только в формате просмотра: роликом всегда можно поделиться с друзьями. А еще — оставить комментарий под видео, поблагодарить автора или рассказать о своем опыте переживания того, чему посвящен ролик.
Чтобы противодействовать кортизолу и снижать стрессовый ответ, мы стремимся завершить цикл стресса. Авторы книги «Выгорание» Эмили и Амелия Нагоски предлагали в качестве реакции на стресс, чтобы получить окситоцин от взаимодействия с другим человеком, поболтать с кассиром в магазине у дома, но поколениям зумеров и альфа стало проще отправить друзьям по коротком видео из соцсети.
Получение знаний
Согласно внутренней статистике «VK Клипов», среди самых популярных категорий платформы отмечены такие, как развлечения, юмор, путешествия, животные. Однако короткие видео — это не только танцы под музыку или юмористические зарисовки, доля полезного контента тоже растет. Клипы, посвященные образованию, культуре и новостям так же привлекают внимание пользователей. Более того, платформы коротких видео активно развивают разнообразие контента, используя продвинутую систему рекомендаций, которая подстраивает ленту индивидуально под интересы каждого пользователя.
Таким образом, в условиях «быстрой информации» платформы коротких видео становятся отличным способом емко и быстро узнать что-то новое.
Новые хобби и ньюсджекинг
Короткие видео помогают заинтересоваться новыми темами, приобрести хобби. Часто именно через такие ролики можно задуматься о том, чтобы заняться живописью, научиться кататься на лонгборде, попробовать учить португальский или посетить Японию.
А еще через короткие ролики удобно узнавать новости в позитивной и расслабленной обстановке — это возможность быть в повестке для молодого поколения людей, которые не привыкли читать газеты или даже новостные сайты.
Стоит ли тратить время на короткие видео
«От технологий уже никуда не убежать, поэтому надо научиться с ними жить. Правильный дофамин помогает справиться со стрессом, однако не стоит подсаживаться на дешевый. Нужно подбирать контент и смотреть то, что нравится и действительно доставляет удовольствие, в определенно выделенное для этого время дня», — рекомендует психотерапевт и телеведущий Андрей Курпатов.
Решать, смотреть ли короткие видео, безусловно, вам. Но если вы хотите проводить время в соцсетях, чувством вины точно не стоит мучаться. Вместо этого лучше придерживаться советов, перечисленных ниже, а именно:
- выбирать познавательный контент на различные темы, начиная от кулинарии и заканчивая изучением новых языков;
- взаимодействовать с авторами и аудиторией, чтобы почувствовать единение;
- выбирать видеоролики под настроение и цели, например, чтобы преодолеть трудности или расслабиться;
- сохранять видео, которые могут вдохновить вас на новые хобби.
А если возникнет желание не только смотреть ролики, но и самостоятельно их создавать, современные платформы предоставят вам все возможности для этого.
Читайте также: