Основательница галереи a—s—t—r—a Алина Крюкова и художник Виталий Барабанов о новой выставке и современном галерейном бизнесе

Редакция NOW поговорила с основательницей галереи Алиной Крюковой и художником Виталием Барабановым о новой выставке, а также о том, с какими сложностями сталкиваются молодые галереи сегодня

В галерее современного искусства a—s—t—r—a прямо сейчас проходит персональная выставка Виталия Барабанова «Хроники внутренней природы». Новый проект художника подытоживает исследование взаимосвязи памяти и личных экзистенциальных состояний, начатое им еще в 2019 году в рамках проекта Perfect Decay.

Галерейный проект a—s—t—r—a , созданный предпринимателем и коллекционером Алиной Крюковой, в 2018 году для продвижения искусства среди нового поколения и популяризации коллекционирования. 

Редакция NOW поговорила с основательницей галереи Алиной Крюковой и художником Виталием Барабановым о новой выставке, о популяризации современного искусства, а также о том, с какими сложностями сталкиваются молодые галереи сегодня.

 Алина, как вы решили создать галерею современного искусства a—s—t—r—a, и какие ценности она отражает?

— Больше пяти лет назад рынок современного искусства выглядел иначе и вход для начинающего покупателя был достаточно сложным. Сейчас это трудно представить, но тогда не было онлайн-платформ российского искусства, политики открытых цен, прозрачной системы игроков арт-рынка, разнообразных рейтингов и доступного искусства как такового. 

Моей задачей, как предпринимателя, было формирование точки входа на рынок для тех, кто самостоятельно заработал и потратил достаточно, для того чтобы заинтересоваться искусством и его собирательством. Все начиналось как платформа совсем недорогого профессионального искусства (отбирали только работы выпускников профессиональных вузов), готового к совместной жизни. Я делала некий апгрейд коммуникации подарков, переводя регистр с оценки стоимости на оценку идеи, которая стоит за подаренной работой. Это длилось около года, а затем уперлось в потолок потенциального заработка. 

В итоге после двухнедельной офлайн-площадки в Цветном в начале 2019 года, где мы не только продавали (и достаточно хорошо) доступное искусство, но сделали открытие студии, встречи-исповеди с известными людьми, перформансы, философские премьеры и диспуты, спектакли и паблик-токи с участниками арт-рынка, я перезапустила с новой кураторской командой проект в формате более похожем на галерейный, став резидентом Cube.Moscow, который в итоге перерос в полноценную галерею с постоянной площадкой на «Винзаводе», выставочной и ярмарочной программой.

Ценностью для меня лично и галереи, как моего продолжения, является формирование такой атмосферы и пула художников и таких отношений с потенциальными или состоявшимися собирателями, при которых они на время позволяют себе жить в мире идей, оставляя бытовые и повседневные размышления и заботы вне зоны этого пространства. 

Именно так родился проект STATEMENT. Археология современности, который я запустила в мае 2022 года, чтобы художники начали говорить (что бывает редко и скупо), представляя в отдельных витринах нашей галереи свой манифест, проиллюстрированный одной работой. В планах выпуск ежегодного каталога со статьями приглашенных философов и теоретиков искусства, чтобы лет через семь-десять, когда мы увидим качественно новое и в культуре и в искусстве, исследователи смогли в этих размышлениях найти зачатки этих веяний.  

— Виталий, можете рассказать о вашем художественном пути и том, что вдохновляет вас как художника?

— Я начал рисовать очень рано и с пяти лет пошел учиться в изостудию. Потом закончил художественную школу, училище, академию и институт современного искусства. 2014 год считаю точкой отсчета осознанного начала пути развития собственной художественной стратегии. Мне очень нравится ощущать себя частью чего-то глобального и необъяснимого, отчасти божественного. Наверное, это можно называть «природа», и именно это меня и вдохновляет.

Виталий Барабанов — из проекта «Хроники внутренней природы»

 Алина, какие вызовы и успехи вы испытали, приводя галерею к мировому уровню и участию в международных мероприятиях?

— Думаю, что рано говорить о международном уровне. Я участвовала всего в трех международных ярмарках, и галерее только-только будет пять лет. Все еще, надеюсь, только впереди. У a–s–t–r–a не самый обычный путь для галереи. До участия в главной национальной ярмарке Cosmoscow галерея поучаствовала в ярмарке SCOPE в Майами, spring/break artshow в Нью-Йорке до Ковида и в Enter art fair в Копенгагене во время послаблений карантина.

Затем случилось то, что случилось, и международное присутствие стало не самой актуальной задачей, если говорить предельно мягко. Вызовом было решиться, а после первых разочарований и неудач продолжить заниматься этим. Сейчас, оглядываясь назад, понимаю, что сегодня, со всеми знаниями и опытом, на такое бы не решилась. Поэтому часто называю свой  путь путем дурака. После ярмарки Scope в рамках Art BAsel в Майами было понятно, что я совершила ошибку в позиционировании и стратегическом планировании, потратив ресурс не на ту ярмарку. Но я часто это для себя называю ускоренным курсом MBA по арт-менеджменту, который дал больше, чем потраченные деньги. Главный вызов — кого показывать на международных ярмарках, какую стратегию выбрать, где найти бюджет на систематическое участие в международных ярмарках. Масса вопросов, которые понятны постоянным игрокам, но открываются только в процессе для новичков. 

Если говорить про успехи, то это первые продажи, первые коллекционеры, которые нас узнавали в Нью-Йорке или Копенгагене, первые контакты с международными кураторами и представителями музеев, первые переговоры о партнерствах и выставках в институциях. Я была так вдохновлена динамикой продвижения и процессом интеграции, что была в тотальной фрустрации, когда случился февраль 2022 года, и вся эта логика была дальше маловероятна. Но время идет, и способность к адаптации никто не отменял. На 2024 год намечены новые международные проекты и, надеюсь, они откроют новые перспективы.

 Виталий, расскажите нам о вашей выставке «Хроники внутренней природы». Что заставило вас исследовать внутренний мир и взаимосвязь между памятью и художественным процессом?

— С 2019 года я стал заниматься проектом, который называю «изобразительный». В нем я поставил цель переоткрыть для себя традиционные медиа графики и живописи и сконструировать свой собственный язык посредством работы с личной мифологией. Выставка «Хроники внутренней природы» показывают путь развития проекта за несколько лет. В него входят порядка восьми основных серий. В пространстве галереи они располагаются в хронологическом порядке, так нагляднее виден путь исследования и трансформация художественного языка. В этом проекте я открыл для себя термин «Внутренняя природа», которым и обозначаю связь психоэмоционального состоятся художника и памяти. Здесь каждая работа – некий мой «автопортрет» в конкретный день, так как по законам медиума проекта каждая работа вне зависимости от размера и техники должна быть начата и закончена в один день.

 Как художественная практика изменилась с течением времени, какие темы и медиа вы исследуете в своих работах?

— На протяжение десяти лет я обращался в работе к разным медиа, работал с очками виртуальной реальности и даже привлекал животных к созданию произведений. В последние годы я сфокусировался на исследовании возможностей традиционных медиа: скульптуре, живописи и графике. Из экспериментов со скульптурой с 2014 по 2016 годы я сформировал для себя концепцию «живого» произведения на основе трудов Бруно Латура. 

Совершив переход из работы с объемом в плоскостность, через скульптуру в 2016 году я пришел к живописным практикам. Так родился проект, который я называю «органический». В нем живопись является результатом перформативных действий — active painting. В рамках «органического» проекта с 2016 по 2022 годы было реализовано несколько выставок, работы были выставлены в галерейном и музейном форматах, например в Третьяковской галерее и Музее современного искусства «Гараж». Параллельно с этим, как я и рассказывал ранее, с 2019 года я открыл для себя «изобразительный» проект, который точно связан с памятью и личной мифологией.

Виталий Барабанов — из проекта «Хроники внутренней природы»

 Алина, какие перспективы и планы у вас есть для будущего a—s—t—r—a?

— Первые три года жизни галереи – это проверка основателя галереи на прочность, когда еще нет финансовых успешных показателей, высок риск ошибок в выборе площадок, художников, партнеров… Но далее начинается планомерное создание и выстраивание истории и стиля галереи. Ближайшие три года я отдаю на то, чтобы сформировать основной пул художников галереи, укрепиться в системе российского арт-рынка, выстроить отношения с институциями и коллекционерами.  

Мы построили отличную выставочную программу на ближайший год, в рамках которой будут и персональные выставки наших резидентов, и продолжение циклов групповых выставок a–s–t–r–a open и «центр, где я есть» (первая – открывает новые имена, которые мы отбираем по open call дважды в год, вторая – знакомит московских коллекционеров с региональными сценами), и музейные проекты.

 Что, по вашему мнению, сделало современное искусство более доступным и популярным в России и за ее пределами?

 — Если говорить про Россию, то этому способствовало развитие институций и активное инвестирование в процессы частных средств. Продолжение деятельности галеристов без какой-либо поддержки, появление «Гаража», «Винзавода», ГЭС-2, образовательных программ Базы, ИПСИ, большая работа по пиару и маркетингу ярмарки Cosmoscow и теперь еще и активно развивающаяся ярмарка blazar и win-win, огромное количество самоорганизаций, плюс дошедшая до нас мода на интеграцию искусства в большие бренды и, соответственно, широкое освещение этого в глянце – все это плюс то, что деньги сильно помолодели, а значит сильно поменялись правила игры, вытеснив старую модель непрозрачности, снобизма и избыточности. 

 Виталий, как вы видите будущее своего творчества и какие проекты и исследования вас ожидают?

— Я определенно буду продолжать работать над обоими основными проектами. В «органическом» проекте, я намереваюсь совершить переход от плоскостности в объем и заняться скульптурой и объектами. В «изобразительном» проекте хочу развивать инструментарий баланса между реалистичным и абстракцией и глубже изучать и формировать собственную мифологию.

Виталий Барабанов — «Без названия»

 Какое воздействие вы хотели бы оказать на аудиторию своей выставки «Хроники внутренней природы»?

— Во-первых, показать сам путь исследования и, как следствие этого, мотивировать зрителя открыть в себе что-то очень важное и сокровенное. И конечно же, мне кажется, что мои проекты отчасти ставят вопросы, почему в наш цифровой век природа все же очень важна для человека или, например, актуален ли вообще жанр пейзажа сейчас?

— Что означает для вас объединение художественной работы с природой и собственной внутренней реальностью?

— 

В «органическом» проекте я считаю, что являюсь всего лишь «ассистентом» природы и просто «подаю» краски этому великому «мастеру». По законам медиума этого проекта я не пользуюсь ни кистями, ни красками. А сама «живопись» является результатом «выращивания» «живого» произведения. Так, в последних проектах я позиционирую холст как «почву» и кладу его в кашпо для растений.

Далее я начинаю «ухаживать» за почвой и поливаю растворами органических связующих и натуральных пигментов трех основных цветов живописи: красного, желтого и синего. Видя верхний слой, когда я считаю, что произведение «созрело», я прекращаю поливать и жду пока холст высохнет. Потом натягиваю холст на подрамник. Здесь сама живопись, то есть смешение пигментов, происходит благодаря законам физики и природы.

Виталий Барабанов — «Без названия»

 Какие эмоции и идеи вы надеетесь вызвать у зрителей своими работами?

— Так исторически устроено, что искусство с одной стороны должно отражать определенный исторический период, и одновременно с этим рефлексируя, должно формировать будущее и даже менять мир. Это и есть одна из задач современного искусства. Такая же, как и задавать определенные вопросы, проводя исследования, приходить к выводам и снова задавать вопросы. Это цикличный и бесконечный путь. 

— Алина, что вы думаете о будущем современного искусства и его роли в обществе?

— Я оптимист. Пока те тренды, что мы наблюдаем, говорят о том, что огромное количество людей готовы работать и инвестировать в сферу культуры, это настраивает на лучшее. Осталось только еще наполнить все создаваемые организации качественным содержанием — ни подражательством, ни интерпретацией или ответом на чужие размышления и поиски, а собственным уникальным высказыванием.  Но здесь уже шар на поле художников.

Персональная выставка Виталия Барабанова «Хроники внутренней природы» в галерее современного искусства a—s—t—r—a, ЦСИ «Винзавод», 4-й Сыромятнический пер., 1/8, стр. 9, продлится до 26 ноября.

Читайте также:

Изучайте лучшие рестораны Москвы, Петербурга, Казани и Екатеринбурга в гиде GreatList.ru
Хочешь быть в курсе всех новостей NOW?
Обещаем не спамить!
Какой-то текст ошибки
Какой-то текст ошибки
Подписаться
Разработано в Deluxe Interactive