Совсем недавно команда Биеннале уличного искусства «АРТМОССФЕРА», которая в этом году пройдет в четвертый раз (с 15 мая по 31 июля), объявила участников Основного проекта. Именно в рамках этой инициативы москвичам удалось вживую пообщаться с легендой граффити-культуры, фотографом Мартой Купер, а еще увидеть целую выставку работ звезды стрит-арта Шепарда Фейри. В 2023-м кураторы собрали 38 российских и 15 зарубежных уличных художников из разных уголков мира, и их проекты совсем скоро преобразят арт-квартал вдоль Яузской набережной, ЦСИ «Винзавод» и центр дизайна Artplay. Пока организаторы держат интригу, не раскрывая, как будут выглядеть работы, редакция NOW решила спросить у трех нынешних художников-участников, кем они вдохновляются. Возможно, в ответах героев скрыта подсказка.
Миша Most
«Скажу честно, я не фанат следить за какими-то отдельными художниками, поэтому у меня, например, нет любимого музыканта, любимого писателя, любимого художника. Я бы и другим не советовал этим увлекаться. Мне больше нравятся комьюнити, граффити и уличное искусство — вообще про комьюнити. Например, есть группа таких авторов, как GraffitiMemesGlasgow. Они делают мемы, это дико весело. Есть 1up crew — известная берлинская команда, с который мы знакомы лично и с которыми я рисовал в Берлине и Москве. За ними всегда интересно следить, потому что они устраивают много классной движухи.
Если все-таки говорить про отдельных художников, то есть отлетевший австралийский граффити-художник Lushsux. Он делал разные nft-проекты и успел с ними пошуметь. Настолько, что, видимо, перегорел, и сейчас у него слегка упала активность вместе с курсом биткоина. Но от этого он не перестает быть крутым, пусть и немного попсовым. Он тоже увлекался рисованием мемов, создавал активности для своих подписчиков, спрашивая, что им подписать и кого нарисовать сегодня: Анджелину Джоли или Брэда Питта?
Good Guy Boris — чувак, который создавал много движухи в Восточной Европе. У него есть коммьюнити GRIFTERS. Борис повидал жизнь: он много путешествовал, попадал в разные передряги, издавал книжки, снимал фильмы, дружит со многими известными граффитчиками. Добрый и откровенный парень. Назову еще Moses&Taps — два художника, известных своими странными подходами к рисованию и разными экспериментами. У них есть свои фирменные фишки, сочетания цветов, например, один любит желтый, другой — бирюзовый. Они делают крутой граффити-бомбинг, а сейчас немного ушли в арт, за ними всегда интересно наблюдать».
Артем Стефанов
«Существует огромное количество художников, как уличных, так и представителей других направлений искусства, повлиявших на меня за долгие годы работы в этой сфере, и, конечно, это не столько сами художники, с точки зрения их образа и стиля, сколько их подходы и нестандартность методов, на что я всегда и пытался ориентироваться. Приведу несколько примеров из своих первых попавшихся заметок, так как проанализировать всех в различные периоды времени просто невозможно.
Из основополагающих муралистов, которые никогда не надоедают, что кстати, бывает довольно редко, я бы наверное выделил Momo — за его легкость руки. Ему как очень добротному абстракционисту, при всей минималистичности его работ, удается простыми графическими решениями добиваться сложных насыщенных форм, приятных цветовых сочетаний и действительно открывать что-то новое в данном направлении.
Если говорить именно о методах, я бы обратил внимание на Eltono, работы которого могут визуально показаться довольно обыденными, но интересны в них именно способы, которые он изобретает для их создания, выводя автора из произведения за скобки. Пока весь мир генерируют графику с помощью приложений и компьютерных программ, он делает то же, но уже аналоговыми методами, как, например, в работе Walking Plotter, где вручную собранный инструмент производит рисунок — не с помощью электричества, а исключительно засчет механики приводимой в движение ходьбой.
И в финале я бы упомянул Ampparito, которого мне очень-очень сложно назвать любимым, но в силу того, что он несколько раз опережал меня с реализацией некоторых идей. И все же его радикальное творчество и сам подход близок. Удивительно, с какой гибкостью он подходит к процессу и темпу продуктивности с учетом отсутствия какого-либо единого графического стиля».
Александр Гущин
«Творческую деятельность я начинал с классического граффити и сперва меня вдохновляли авторы создающие шрифтовые композиции, но в 2007 году друг показал работы немецкой команды Maclaim. На тот момент ее представляли Case, Akut и Tasso. Они создавали фотореалистичные работы аэрозолем, чем перевернули мое восприятие, что можно делать баллонами. Основой для их работ были коллажи из разных фото в сочетании с графикой, воплощенные на стенах в командных муралах. Было сложно отличить, кто какой делал элемент, но позже я увидел их сольные работы, где более отчетливо проявлялся стиль каждого. А их знаковыми творениями для меня стали муралы Akut и Case, которые они сделали по отдельности в Екатеринбурге, в 2011-м и 2016-м, так как в живую можно было посмотреть на технику и лично пообщаться с авторами.
Художники оказались очень открытыми и даже языковой барьер не помешал обсудить с ними технические приемы и творчество. С Akut’ом мы разговаривали про технику — он использовал листы картона и бумаги с разными вырезами как своеобразные трафареты для работы с мелкими деталями рисунка. С Case’ом обсуждали методы разметки эскиза на стене — он размечает с валика и телескопической палки без проектора и дополнительных средств. Он также рассказал, что момент незавершенности в его рисунке — эстетический, он придает работе индивидуальность, так ее можно отличить от исходного эскиза. Свои муралы они создавали смешанной техникой, это натолкнуло меня на мысль, что не так важно, как работа создается, главное — какую идею хочешь передать».
Читайте также: