Какие книги читать фанатам кинематографа

Выбираем полезную литературу по рекомендациям экспертов Московской школы кино

Последние годы стали испытанием для многих представителей креативных индустрий. Тем не менее есть проекты, которые помогают молодым, талантливым людям найти свое призвание, а профессионалам — новую ступень в своем развитии. Одним из них стала Московская школа кино, которая в этом году празднует свое 10-летие.

МШК, создав собственную систему кинообразования, каждый год выпускает множество специалистов, которые востребованы на рынке. Это не только режиссеры, операторы, художники, но и узкоспециализированные эксперты: саунд-дизайнеры, 3D-дженералисты, лайтеры, моделлеры, риггеры, сторибордисты.

Вместе с командой Московской школы кино мы выбрали несколько полезных книг для тех, кто действительно увлечен кинематографом. Уверены, нужную литературу в списке обнаружат как новички, так и мастодонты индустрии.

Учимся смотреть дальше и видеть больше

«Язык кино. Как стать продвинутым зрителем»

Кто написал: Олег Курочкин, сценарист. Основатель проекта «Понимай кино»

Что за книга: учит, как продвинуто смотреть и анализировать кино на примере культовых фильмов вроде «Гарри Поттера», «Списка Шиндлера», «Крестного отца» и «Криминального чтива».

Чему научитесь: «читать» и «переводить» в смыслы свет, цвет, символы, детали кадра и даже заставки киностудий. Настроите оптику. Если вы уже продвинутый зритель, то освежите скиллы и узнаете десятки историй — поможет найти новые идеи и оседлать смол-токи.

Пишем первый сценарий

«Противоречие. Перевертыш. Парадокс. Курс лекций по сценарному мастерству»

Кто написал: Олег Сироткин, сценарист, соавтор двух сценариев кинотрилогии «Частное пионерское» для Netflix, преподает сценарное мастерство и теорию драматургии.

Что за книга: Сироткин изобрел теорию трех «п»: противоречие — для характера героев, парадокс — для основы сюжета, перевертыш как способ художественно решить сцену. В книге он на примерах из кино показывает, как использовать эти базовые приемы, как с ними работают другие. Например, подробно разбирает сценарий «Матрицы». 

Чему научитесь: собирать сценарии для разных жанров и форматов: от полных метров до веб-сериалов с крошечным хронометражем. Работать с проходными сценами, добавлять в фильм информацию о героях без риска скатиться в некинематографичные объяснения и как не попасть в «сценарный круг сансары» с бесконечными доработками текста.

«История на миллион долларов: Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только»

Кто написал: Роберт Макки, всемирно известный писатель и наставник топовых голливудских сценаристов, который вот уже 30 лет начинает свои семинары Story со слов «99% всех фильмов — полное дерьмо». 

Что за книга: пособие по сторителлингу, любимое голливудскими сценаристами. Книжка объемная и непростая, потому что Макки пишет не о «правилах, а о принципах», не о «стереотипах, а об архетипах» и не о «формулах, а об универсальных формах». Здесь нет схем и приемчиков — только хардкор и фундаментальные писательские механизмы. 

Чему научитесь: азам драматургии, начиная с выбора героя и события и заканчивая созданием органичного финала. Психологии — поймете, как прописывать героям мотивации к действию, как влиять на сознание и подсознание зрителей и шире. Словом, научитесь не по-дилетантски рассказывать истории.

Ищем глубину и достоверность

«Психология для сценаристов: Построение конфликта в сюжете»

Кто написал: Уильям Индик, профессор психологии, доктор психологических наук Корнельского университета, сценарист, писатель. 

Что за книга: по Индику, эмоции, чувства и подсознание поддаются анализу. В «Психологии для сценаристов» он это доказывает, исследуя, как теории из психоанализа реализуются в кино. В каждой главе есть упражнения и конкретные рекомендации для сценаристов.  

Чему научитесь: во-первых, узнаете об идеях культовых психоаналитиков — от Фрейда до Ролло Мэя. Во-вторых, поймете, почему так много режиссеров их так любят. Во-третьих, научитесь использовать психоаналитические постулаты в работе: насыщать истории образами, прописывать героям скрытые мотивы, желания и страхи, приводить зрителей к катарсису через идентификацию с персонажами и т.д.

«Психология в кино»

Кто написал: Татьяна Салахиева-Талал, практикующий психолог, психотерапевт и супервизор в России и Европе, эксперт по психологии кино. 

Что за книга: путеводитель по универсальным законам психики и тому, как использовать их в кино. Салахиева-Талал разбирает, как фильмы пересекаются с разными психологическими школами. Книга написана на основе курса «Психология для сценаристов» для МШК из 52 академических часов лекций и семинаров. 

Чему научитесь: избавляться от «синдрома начинающего студента-психолога», который спешно делит людей на невротиков, нарциссов и пограничников, чьи мотивации сводятся к типовым защитам и схематичным конфликтам. Словом, вместо того чтобы подменять жизнь теориями, станете профессионально использовать психологию для работы над кино. Еще книга помогает вылезти из творческого ступора.

Сверяемся с классиками

«Делать фильм» 

Кто написал: Федерико Феллини, гениальный итальянский режиссер с пятью «Оскарами». Снял фильмы «Сладкая жизнь», «8 1/2», «Ночи Кабирии». 

Что за книга: Феллини любит карнавал, экспрессию, философию, символизм и богемную утонченность. Поэтому и книга у него — феерия. Это автобиография о детстве в Римини, юности при фашизме, переезде в Рим, становлении режиссером и о том, как он придумал и снял фильмы, которые вошли в историю как великие. 

Чему научитесь: мыслить как режиссер, фантазировать, восторгаться жизнью и заново влюбляться в кино и мир-миф вокруг него.

«О режиссуре фильма»

Кто написал: Дэвид Мэмет, голливудский режиссер, сценарист и продюсер. Сделал фильм «Все меняется» и сценарий для «Ганнибала», получил Пулитцер за пьесу «Гленгарри Глен Росс». 

Что за книга: выросла из курса лекций для студентов Колумбийского университета о режиссуре и всем, что ее касается: от сценария до монтажа. Метод Мэмета, описанный в книге, опирается на крепкий сюжет и ремесло, а не на теории о кино, талант или интуицию. Каждая задумка развивается по универсальной логике, а конец встроен в начало. Отыщите этот порядок, превратите хаос в равновесие и решайте реальные проблемы вроде тех, куда поставить камеру и как говорить с актерами — вот послание Мэмета.

Чему научитесь: азам и полезным секретам кинопроизводства, куда ставить камеру, как говорить с актерами и как превратить хаос в равновесие, а задумку — в кино.

Читайте также:

Изучайте лучшие рестораны Москвы, Петербурга, Казани и Екатеринбурга в гиде GreatList.ru
Хочешь быть в курсе всех новостей NOW?
Обещаем не спамить!
Какой-то текст ошибки
Какой-то текст ошибки
Подписаться
Разработано в Deluxe Interactive