В ГИМе продолжается цикл выставок, посвященных историческому костюму. Экспозиция «Кринолин. Жакет. Свитшот. Стиль большого города» рассказывает о стиле горожанок XIX–XXI веков. Ее хронологический отсчет начинается с 1861 года. Тогда, после отмены крепостного права, началось стремительное развитие городов, куда хлынул народ. Выставка охватывает полтора столетия, ее авторы — исследователь моды Тим Ильясов и архитектор Юлия Наполова — за каких-то полгода проделали огромную работу, собрав больше 500 экспонатов. Часть костюмов хранилась в архивах ГИМа, за другими приходилось охотиться по винтажным магазинам, «Авито» и частным коллекциям. Рассказываем, почему до 13 февраля 2023 года обязательно стоит выкроить время и заглянуть на выставку.
Уникальные экспонаты
«Это платье Юбер де Живанши лично подарил Государственному историческому музею. А вот это платье было создано Надеждой Ламановой — российским модельером XIX века, одевавшей весь высший свет, включая императорскую семью. Здесь висит платье, которое носила дочь Косыгина, а здесь — модель, принадлежавшая жене Рокоссовского», — примерно так проходит львиная доля экскурсии по выставке. Архивы Пьера Кардена, работы советского дизайнера Тамары Файдель, кропотливо восстановленные реставраторами музея предметы одежды позапрошлого столетия. Бережное отношение к истории, а главное — подборка совершенно разных нарядов — действительно поражают.
Вещи позднесоветского периода Тим Ильясов лично искал в винтажках. Например, он долго охотился за аутентичными панковскими брюками. А вот футболка с надписью Not Dead так и не нашлась, поэтому ее пришлось воссоздать вручную. На выставке представлены яркие наряды стиляг и строгие рабочие ансамбли 1940-х, рискованные мини и целомудренные макси, скромные ситцевые платьица и роскошные вечерние наряды ручной работы.
Экспозиция была бы неполной без работ современных российских дизайнеров, которые очень оживляют выставку и позволяют лучше понять историю. Здесь представлены Gate31, Monochrome, House of Leo, 12Storeez, Alena Akhmadullina, Chapurin, Tegin и многие другие бренды. Один из самых важных экспонатов — свитшот стритвир-бренда «Спутник 1985» с надписью «Напрасная юность». Это вещь из коллекции 2015 года, которую долго не могли найти. При этом Тим отмечает, что для него было принципиально важно достать именно этот свитшот.
Отдельное удовольствие доставляет зал с косметикой. Тушь «поплюй и нанеси», духи «Красная Москва», модная проявляющаяся помада бежевого оттенка, который на губах преображался в розовый или красный. Пудры, щипцы для завивки, лаки для ногтей, а на стенах — рекомендации из советских журналов по подбору прически.
Организация пространства
Подиумные образы Виктории Андреяновой конца 1990-х соседствуют с манекеном, одетым по моде 1910-х. Кейп для театра конца XIX века и кейп, созданный House of Leo, в одной витрине. Два розовых платья: одно с кринолином 1867 года, второе — смелое мини 1967 года. Скучный хронологический принцип на этой выставке не работает. Наоборот, пространство организовали так, чтобы разные эпохи дополняли друг друга.
Зато экспозиция поделена на шесть тематических зон: «Вокзал», «Деловая улица», «Салон красоты», «Витрина», «Театральный разъезд», «Парк». Это сделано для того, чтобы наиболее полно представить разнообразие городской моды. Так становится понятно, в чем девушки выходили на перрон, только приехав в большой город, а в чем отправлялись на светские рауты. Выставку дополняют инсталляции со сценами из фильмов или документальными записями стритстайла.
Здоровый посыл
Это выставка про женщин и их силу. Важная часть экспозиции — инфографика, которая доказывает, что в дореволюционное время женщины могли заниматься предпринимательской деятельностью. В зоне «Вокзал» пять манекенов в простеньких платьях встречают на платформе солдат, вернувшихся домой. Это мягкое, но точное напоминание об ужасе войны — и на фронте, и в тылу. «Салон красоты» мирно сосуществует с «Деловой улицей», доказывая, что женщины могут все: и карьеру строить, и на ноготочки успевать. Кстати, в одной из витрин выставлено вечернее платье, принадлежавшее Александре Коллонтай — первой женщине-министру в истории.
Вердикт
Идти всем, кто хотя бы немного увлекается историческим костюмом, а еще регулярно листает подборки стритстайла и следит за отечественными дизайнерами. Но даже если это не про вас, то все равно загляните, чтобы хотя бы на час отвлечься от проблем и залипнуть на стенд со старыми помадами.