«Вещь. Пространство. Человек. Искусство второй половины XX — начала XXI века»
До 11 сентября, Новая Третьяковка
«Вещь. Пространство. Человек» — масштабнейший выставочный проект Новой Третьяковки, посвященный самым важным страницам истории русского искусства 1960-х – начала 2000-х годов. До 11 сентября здесь можно увидеть абстракции, первые авангардные кинетические опыты, картины-объекты основоположников московского концептуализма и мастеров советского андеграунда, инсталляции современных русских художников и многое другое.
Как отмечают кураторы, выбор произведений для проекта обусловлен тремя темами: человек, пространство и мир. Выставка открывается работами Михаила Рогинского — советского и французского художника-нонконформиста, известного картинами, изображающими простые бытовые реалии и окружение людей того времени. Также на экспозиции можно будет увидеть работы Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Франциско Инфанте, Эрика Булатова и других.
«Кабинет редкостей»
До 28 августа, Пушкинский музей
Название этой выставки — отсылка к созданному в 1850-х годах «Кабинету изящных искусств и древностей» при Московском университете, по образу которого когда-то и был открыт Пушкинский музей. На экспозиции представлены редкие скульптуры и работы декоративно-прикладного искусства из фондов музея — от древнекитайских сосудов до бронзовых работ эпохи итальянского Возрождения.
«В причудливых формах памятников прошлого, происходящих из разных эпох и стран, скрыты некогда актуальные, но ныне утраченные темы и символы. Здесь содержатся отголоски религиозных культов и ритуалов, образы божеств и правителей прошлых эпох. Редкость, ценность и уникальность каждого — вот что объединяет эту группу памятников, несмотря на разные время и географию их происхождения», — рассказывают кураторы.
«Никита Чернорицкий. Край»
До 21 августа, ММОМА
Выставка «Край» художника и режиссера Никиты Чернорицкого в Московском музее современного искусства посвящена, по словам кураторов, пограничным состояниям человека, его внешним и внутренним границам и пределам. На его работах изображены обезличенные объекты, скрытые тканью и глянцевой материей, на глухом черном фоне, который символизирует тот самый «край» и пустоту.
«Знакомые объекты меняют в глазах зрителя свою идентичность на черном фоне, ассоциирующимся с «краем», вбирающим в себя все сущее, находящимся вне времени и места и являющимся по своей сути пустотой», — поясняют кураторы.
«Чувство дома»
До 30 октября, Еврейский музей и центр толерантность
В августе в Еврейском музее и центре толерантности исследуют всевозможные вариации темы дома — от родового гнезда до ностальгии по знакомым с детства местам. 17 фотоисторий выставки «Чувство дома» показывают, как формируются эмоциональные связи с местом, которое человек называет «домом», и как мысли о нем могут стать опорой даже в самые трудные времена. Работы на экспозиции переносят зрителей в самые разные точки России: от Финского залива до Биробиджана, от полуострова Таймыр до Северной Осетии.
«И это все о ней…»
До 18 сентября, галерея «Люмьер»
Выставочный проект «И это все о ней…» в галерее «Люмьер» — трибьют образу женщины в советской фотографии 1920-х – 1990-х годов. Экспозиция собрана из 50 лучших работ мастеров репортажной, жанровой и уличной фотографии того времени — Владимира Лагранжа, Нины Свиридовой и Дмитрия Воздвиженского, Юрия Кривоносова и многих других. Все они зафиксировали, как в разные эпохи формировались свои идеалы и представления о женственности — от образа жертвенной матери, труженицы колхоза, жены фронтовика до студентки вуза или столичной модницы и других.
«Цветы и трава»
До 14 августа, галерея «Алиса» в пространстве Cube.Moscow
Персональный проект Варвары Гранковой назван по строчке из песни «Звезда по имени Солнце» группы «Кино»: «Красная, красная кровь — через час уже просто земля, через два на ней цветы и трава, через три она снова жива». Автор использует в своих работах ненужную одежду и превращает вещи в яркие арт-объекты в виде цветов и растений. В рамках подготовки к экспозиции художница организовала сбор ненужных вещей — для благотворительности и для самих будущих работ.
«Идея проекта связана с попыткой помочь людям, оказавшимся в тяжелых жизненных обстоятельствах, а для всех, кто может помочь — создать ситуацию сострадания, сопричастности и утешения, объединить людей с помощью образа, дающего надежду на конец страданий», — поясняют кураторы проекта. Сдать одежду для нуждающихся в рамках благотворительного проекта, который запустила художница, все еще можно через специальный пункт сбора в пространстве Cube.Moscow.
«Точки зрения»
До 2 октября, Музей русского импрессионизма
Идея проекта «Точки зрения» — сопоставление автопортретов и портретов художников конца ХIХ — начала ХХ века. В рамках экспозиции можно увидеть, как изображал себя сам мастер и каким его видели современники — живописцы, графики или скульпторы. В экспозицию вошли работы Ильи Репина, Бориса Кустодиева, Роберта Фалька, Зинаиды Серебряковой, Александра Родченко и других в самых разных творческих традициях: от реалистического психологизма и импрессионизма до кубистических экспериментов. Куратор выставки сама главный хранитель Музея русского импрессионизма — Наталья Свиридова.