Из-за ухода зарубежных брендов к концу 2022 года доля пустующих площадей в торговых центрах Москвы может достигнуть 20%, а в крупных комплексах за МКАД — 30%. Об этом пишет РБК со ссылкой на исследование консалтинговой компании CORE.XP.
Произойдет это в случае, если мы пойдем по негативному сценарию — геополитические условия сохранятся и «ритейлеры будут вынуждены освободить часть занимаемых площадей».
При позитивном сценарии общий уровень свободных площадей в торговых центрах может составить 10–12%. Если простыми словами, для этого нужно, чтобы западные бренды уходили из России не так быстро, а некоторые даже возобновляли работу.
Сейчас, по данным CORE.XP, пустует 9,5% площадей. Консалтинговая компания Nikoliers и инвестиционная заявляют, что этот показатель выше — на уровне 13%. По словам партнера Nikoliers Анны Никандровой, это самый высокий уровень вакантности как минимум с 2010 года.
Владельцы торговых центров активно ищут замену западным маркам в Турции, Иране и Белоруссии. Кроме того, чтобы сохранить арендный доход, они рассматривают вариант расширить зоны развлечений и ресторанов или даже открыть точки продаж товаров, ввезенных с помощью параллельного импорта.
Но есть и плюсы. Если у ТЦ не получится нормализовать обстановку, аренда подешевеет, поэтому местные ритейлеры и локальные марки смогут расширяться.